Граффити как форма альтернативного искусства ХХ века
знать!
Трудно поверить, что первые "граффити" - надписи и рисунки (отитал. graffiare - царапать) в первоначальном значении сатирического икарикатурного характера были обнаружены на античных памятниках(!) и древнихсосудах. Как проявление "низового" творчества, "граффити" заинтересоваломногих художников, стремившихся освободиться от условностей и стереотипов.
Работы Джоана Миро и Пауля Клее близки по стилю "картинам" уличноготворчества. Пикассо ценил в "граффити" "предельный лаконизм, использованиеминимального количества графических элементов для обозначения лица, фигурычеловека." Слово “рок” (в смысле, “судьба”), начертанное по-гречески настене Собора Парижской богоматери, сподвигло Виктора Гюго на написаниезнаменитого романа. Нечто подобное встречается и в пещерах древних людей, атакже в Древних Египте и Греции. Американские индейцы и племена Майя такжеувлекались росписью плоских поверхностей. Но сегодня граффити ассоциируетсяв первую очередь с альтернативной формой городской культуры.
Термин "граффити" применяется для классификации, как правило,запрещенного законом вида искусств, в рамках которого предпринимаютсяпопытки установить разновидность связанной композиции посредством рисункови надписей, создаваемых индивидуально либо группами на стенах или другихповерхностях, визуально доступных публике.
Граффити могут представлять собой простейшие рисунки или надписи,но обычно это довольно сложные монохромные либо мультицветные композиции.
Авторов граффити называют "писателями". Почему не художниками? Дело в том,что корни граффити кроются именно в написании слов на поверхностях, да и невсе граффити выполнены красками. Первоначально в ход шли все подручныесредства, начиная от дорогих красок и заканчивая карандашами, мелками,ручками, ножами... Даже пальцем руки можно было написать граффити нагрязном окне.
Существует версия, что поддержали развитие уличных изображенийпредприимчивые торговцы наркотиков, которые с помощью рисунков изашифрованных надписей, ни о чем не говорящих ни полиции, ни случайнымпрохожим, сообщали подросткам место продажи "травки", цены и прочее. Современем, из секретного вида связи "граффити" превратилось в обычноесредство общения подростков. Обычно это объемная, преимущественно красно-черно-синяя "сочная" графика.
Кто может стать писателем граффити? Практически любой желающий, носледует понимать, что граффити, как и любое другое искусство, требуетмногих часов практики и упорного труда. Иначе можно заработать обидноепрозвище "toy" ("игрушка"). Так называют неопытного писателя, который неиспытывает интереса к изучению этики граффити и не очень-то стремитсяовладеть необходимыми для росписи стен навыками. Авторами граффити чащевсего выступают непрофессиональные художники.
Есть, конечно, среди граффитистов и “чистые” художники, черпающиевдохновение буквально во всем: от библейских сюжетов до комиксов ителепостановок. Но большинство уличных мастеров обозначают свое амплуа по-другому: “писатель” или “шрифтовик”. Исторически это писательство развилосьиз так называемых “тэгов” - стилизованных “автографов” или авторскихлоготипов. По нынешним меркам, довольно простеньких по форме и -соответственно - исполнению. Так что сейчас всякий начинающий писательименно в качестве “тэггера” постигает азы мастерства.
Мотивациями для занятия такого рода деятельностью могут бытьпонятное желание прославиться либо потребность в выражении самих себя илисвоего отношения к различным предметам, историческим фактам, конкретным илиабстрактным группам людей и личностям. Писатели граффити для создания своихшедевров используют стены гаражей, домов, складов, метрополитенов,железнодорожные вагоны, автобусы, трамваи, заборы и ограждения. Даже на
Луне американские астронавты оставили о себе память в виде граффити.
Идеальным орудием самовыражения является обычный баллончик скраской, действующий по принципу дезодоранта. Он транспортабелен, полностьюудовлетворяет потребностям в скорости и удобстве рисования, визуальнойэффективности, краска из него отлично ложится на большинство изсуществующих поверхностей. Различные по размеру насадки и выпускныеотверстия баллончиков способствуют достижению всевозможных спецэффектов,созданию мощных графических элементов и иллюзии подвижности изображения.
Сочетающий в себе технику кубизма и абстрактного графического искусства,зачастую трудночитаемый, стиль граффити придает композициям некоторуюзагадочность.
В большинстве стран граффити запрещено законом, но, тем не менее,существуют понятия "легальной" и "нелегальной" стен. К первым относятся тестены, которые городские власти предоставляют на "растерзание" писателямграффити, руководствуясь стремлением украсить ту или иную часть города ипоказать свою демократичность и терпимость по отношению к свободномуискусству (пример - забор на Октябрьской площади в Минске). Но запретныйплод сладок, и поэтому глубокой ночью либо ранним утром писатели выходят на
"работу" и полностью отдаются своим фантазиям, расписывая "нелегальные"стены.
Содержанием граффити может стать признание в любви, забавныеподписи и комментарии к различным событиям, реклама, политические,социально направленные высказывания. Политические граффити часто оформленыв виде острых памфлетов, лозунгов или стилизованных под газетные полосысюжетов. Здесь писателями выступают члены политических партий и групп,радикальных студенческих движений или же просто неудовлетворенные жизньюграждане.
Другая разновидность граффити - гангстерское граффити, котороевстречается только в крупных городах. По форме и содержанию оно сильноотличается от прочих и заключается в зашифрованных кодах, инициалах, жесткостилизованных при помощи специальной каллиграфии. Члены банд используютграффити, чтобы обозначить границы своей группировки территориально иидеологически, а также чтобы предупредить врагов о последствияхпроникновения последних в их владения. Данное граффити, очень близкосоприкасаясь с такими формами искусства, как тату и дизайн одежды,образовало даже некую закрытую урбанистическую систему.
Третью, наиболее распространенную разновидность граффити, называют
"Нью-Йоркским стилем" или "хип-хопом". Произошло оно из традиций граффити,зародившихся в Нью-Йоркском метро в 1970-м году. В принципе, "хип-хоп" -это более широкое движение, появившееся на базе рэп-музыки, брейкдэнса играффити. Этими граффити покрыты огромные площади в городах США.
Создание одного рисунка - весьма трудоёмкий процесс. Сначаланеобходимо выбрать стену. Этот, казалось бы, несложный этап содержит в себеогромное количество тонкостей. Во-первых, место предполагаемой картины недолжно принадлежать организации, рьяно заботящейся о чистоте своихвладений. Идеальный вариант - какое-нибудь из зданий промзоны, потому чторедкий завод обращает внимание на состояние собственной территории. Один изхудожников рассказал обычный (как он выразился) случай. Выбирая очереднуюстену, он не старался найти что-то видное, - просто хотел сделать парунабросков для себя. Через некоторое время он отыскал милый уютный уголокрядом с грязным и с виду заброшенным подъездом. Он достал из широкихджинсов баллончик и начал не спеша набрасывать контуры. Внезапно к подъездуподкатила пара "мерседесов", и рисунок, к сожалению, не вышел - зато вышелсиний рисунок под глазом у невезучего граффитчика. Оказалось, что это былточно не заброшенный подъезд, а офис какой-то полубандитской фирмы… .
Существуют "элитные" стены и подвалы, в них, как правило, собираются люди снавязчивыми идеями, ради которых они готовы на все! Стены этих "бункеров"украшают фашистские или антиправительственные надписи, символика тусовок,само существование которой вызывает рвоту и гнев окружающих. Легальнописать их довольно сложно. Если какой-нибудь "лошок" проникает в эти
"святыни", а уж, тем более, на них пишет, в лучшем случае его сильноизобьют.
Второй момент, который необходимо учитывать - активность окрестноймилиции; появление в разгар работы патрульного автомобиля приносит какминимум неприятные эмоции, как максимум - проведение некоторого времени вотделении или штрафа. При определённом опыте и наблюдательности выделяютсяместа, где стражи порядка появляются реже, и работа ведётся преимущественнотам (исключение - молниеносные десятиминутные "бомбинги", которые могутпроводиться чуть ли не в центре города). Наконец, нужно оценить, с какогоколичества точек видна стена; естественно, чем больше человек увидятрисунок, тем лучше. Тут преимуществом обладают, например, мосты. Затемоценивается поверхность стены - она должна как можно меньше впитыватькраску и не быть слишком неровной.
Теперь начинается собственно рисунок. Некоторые покрытия, какфанера, побелка, слой масленной, либо другой краски грунтовать не нужно. Ночасто приходиться украшать поверхности не подготовленные для этого. Чтобыизбежать нежелаемых последствий, следует прибегнуть к помощи такназываемого "грунтования". Его суть заключается в разовом покрытии нужнойплощади краской (масленной или водо-имульсионной), побелкой или грунтовкойзамешанной на мелу и клею. Наносимый материал образует "корку", в которуюкраска не сможет впитаться, или по прошествии времени осыпаться.Не плохимподспорьем для художника являтся "раствор для смывки старой краски", имможно корректировать ваш рисунок или удалять краску в нужном вам месте.
Затем по заранее нарисованному или откуда-то сведённому скетчуделается набросок (обычно мелом или маркером), и только потом граффитиприобретает свой привычный, яркий вид. Большие поверхности заливаются спомощью специальных насадок, широко распыляющих струю из баллончика, и всамом конце ещё раз обводятся контуры.
Важным аспектом являются сар'сы - насадки, колпачки на балонах, спомощью которых регулируется подача краски. Различными сар'сами можносоздавать толстые, тонкие, спиральные, зигзагообразные линии; есть cap'ывыпускающие сразу две или три паралельных струи. Европейские и американскиехудожники рисующие на железнодорожных составах, часто пользуются сар'сом,который даёт супер толстую линию (в ладонь и больше). Такое разнообразиеподручных средств радует, но большинство насадок возможно приобрести тольков европейских странах, поэтому если вы не собираетесь посетить Германию или
Польшу, то придётся довольствоваться двумя (толстым - fat и тонким -skinny) колпачками, представленными нашими хоз.рынками.
Весь процесс может занять дня три - день на грунтовку, день насобственно рисунок и день на исправление каких-то мелких ляпов. На однукартину тратится от трёх-четырех баллонов.
Принято думать, что граффити появилось на свет в Нью-Йорке конца
60-х годов, когда тинейджер из Вашингтона Хайтс по имени Деметривс впервыеначал выводить свой творческий псевдоним TAKI и номер своей улицы 183 настенах и станциях подземки по всему Манхеттену. Вскоре другие тинейджерызаприметили TAKI и стали спрэить собственные имена. Ранние "писатели" ничерта не заботились о том, поймут ли их каракули уличные зеваки. Однако споявлением сотни "голодных" писателей читаемость отдельного наскального
"хита" стала приобретать особую важность. А всё с одной единственной целью
- ПРИВЛЕЧЬ ВНИМАНИЕ ПРОХОЖИХ. На этом этапе стиль письма и выбор местатакже играл заметную роль. Каждому хотелось выделиться из общей массы иполучить признание себе подобных. А в лучшем случае и славы знаменитого
TAKI 183.
Но по-настоящему борьба развернулась, когда писатели открыли длясебя подземку Нью-Йорка. Место было что надо. Размалёванные хитрымибуквосплетениями, составы мчались туда-сюда, унося чьи-то имена. Краскаграффити постепенно стала просачиваться внутрь вагонов. Теперь уже выборлокации уступает в важности и первостепенности самому письму. Ведьизначально все буквы строились ровно в ряд и читались с полпинка. Споявлением же радикальных стилей трудночитаемые каракули превликали всёбольшее внимание. А вот и стиль письма, как способ узнать, кто эту гадостьнакалякал, исчерпал себя. И писатели устремились приручать цвет и размер.
Некто Stay High и кое-кто ещё стали выписывать свои имена на внешностипоездов тонкими вытянутыми белыми буквами. И - что делало их непохожими -во всю длину и ширину вагона. Открытие толстых колпачков привело к созданиюподлинных шедевров. Так парень Super Kool заметил, что замена узенькихколпачков спреющих балонов на пузатые позволит ему "накрывать" большиеповерхности широкими размашистыми "мазками". И вот, значит, этот Super Koolс балоном жёлтого и розового и fatcap(ом) на конце вступил на территориюпарка подвижных составов (что на 221st Street) и выписал свой нейм.
Получились жирные розовые буковки в жёлтом окаймлении. Работа получиласьтак себе, но в то же самое время это был самый цветной и выразительныйкусок в мире Граффити, созданный в рамках subway system. А писатель Phase 2из Бронкса был первым, кто развил успех Super Kool(-a) и помог дизайнувырасти в буквах и сформироваться окончательно. Цвет и выделение буковоктеперь стало аккуратным, и стиль писателей из Бронкса получил названиеbubble letters.
Следующая революция в стиле произошла, когда Pistol 1 - ужебруклинский мастер - впервые нарисовал 3D. Работа состояла из собственносамого имени в красно-белом с голубой окантовкой, что давало трёхмерноенастроение. Писатели со всего Нью-Йорка стекались, чтобы заценить этотpiece. Город бредил повторением подвига, но и думать не смел осостоятельности выполнения задуманного. Но время спустя люди добилисьсвоего. Каждый делал 3D со своими штрихами. Начались "стилевые войны". Кактолько культура заявила о себе в полный голос, был снят документальныйфильм "Style Wars "(1984), написаны книги.
"Wild style" Именно так назывался и "граффити"- фильм (1982 г.)независимого кинорежисёра Чарли Ахерна, главный герой которого “расписывал”поезда в Южном Бронксе. Лента, по отзывам критики, получшась “интереснойсоциологически, но наивной драматургически”. Дни года спустя вышла болеедостоверная вариация на ту же тему режиссера Стэни Латана под названием
“Beat Street”, ставшая культовым хип-хоповским фильмом.
Да, поезда подземки стали идеальными объектами для художеств нью-йоркских подростков. Юные творцы забирались в отстойники, и наутро поездавыходили оттуда “обновленными”. Граффити обрело скорость. Оно сталомобильным и отныне не ограничивалось стенами школ и туалетов. Послание,начертанное на вагонеподземки, могли увидеть в разных районахмногомиллионного города. В 1975 году глазам удивленной публики предстало
“полотно” размером в целый вагон, а год спустя - с состав. Особой любовью уграффитистов пользовались плоские вагоны старого образца и белые поезда -самыми же “неподходящими” считались бруклинские вагоны из гофрированнойстали. Впрочем, для особо настойчивых и это оказалось не препятствием.
Властям все это пришлось не по нутру. Дело не только в извечномначальничьем “не положено” - немало граффитистов, и в самом деле, нестолько творили, сколько хулиганили, лихостью компенсируя отсутствиемастерства и вкуса. В середине 80-х “подземное” начальство выжило-такиграффитистов из своих владений. “Есть множество юных умов, которым есть чтоповедать миру. Но все, что они сотворили, затирается машинами-монстрами
МТА” - подвел горестный итог в одном из своих поэтических опусов известныйрэппер и уличный художник Футура-2000.
Нью-Йорк по-прежнему почитается как “колыбель” граффити. Именнотам родился мир уличного искусства - со своей техникой, стилем и слэнгом.
Вообще-то, точнее было бы сказать - стилями. Ведь граффити - это множествонаправлений и течений. От считающихся ныне уже немодными “надувных”буквмастеров “старой школы” до невероятно изощренного, требующего немалогомастерства и сноровки “wild style”, в котором причудливые письменасплетаются по прихоти автора в невероятно сложные узоры. Не говоря уж обиндивидуальной манере.
“Стиль,- замечает Генри Чэлфант, автор книги “Subway Art”,считающейся своего рода Библией среди граффитистов, для всякого “писателя”
- понятие вполне конкретное. Определется оно прежде всего формой самих букви тем, как они соединяются”. А техническое мастерство и индивидуальныйстиль достигаются бесконечными часами упорнейших тренировок. “Не существуетлегких способов для освоения сложного стиля, и время, которое ты тратишь научебу, не заменишь ничем,- пишет Чэлфант. - Лучшая учеба здесь - этоповторение. Ты должен еще раз пройти всю историю искусства граффити. Отпростого к сложному”. Как, впрочем, и “черновик”, куда заносятся и гдепотом бесконечно шлифуются все новые идеи. Символично название одногодокументального фильма, посвященного граффити, - “Война стилей”. На заресовременного уличного искусства основное средство в этой войне было простыми незамысловатым: поверх работы конкурента наносилась собственная картинкаили надпись. Иногда - за неимением времени, средств или таланта - поступалиеще проще: неугодное граффити жирно перечеркивали крестнакрест. Одно времяв Нью-Йорке была дажее команда ТСО, то есть “the cross outs” (англ. “crossout” - “вычеркивать”), которая, судя по названию, решила объявить войнувсем без исключения. Сейчас подобная манера считается ребячеством,непростительным для настоящего мастера. Есть два более цивилизованныхспособа выяснения отношений. В одном случае конфликтующие стороны должны заопределенное время (oт нескольких часов до дня) “заполнить” часть стены.
Выигрывает тот, чья работа будет признана лучшей. При другой формеразрешения спора решающим оказывается не качество, а количество. Творцамотводится определенный участок в городе. Оговаривается время -обычно где-то от недели до месяца. Кто сумеет “освоить” большую площадь,провозглашается победителем. И в том, и в другом случае в качестве арбитраприглашается третий граффитист или “команда”. О вознаграждениидоговариваются заранее. Чаще всего проигравший расплачивается с победителемкрасками и прочими материалами. Иногда он лишается права писать свое имяили подвергается физическому наказанию - почти символическому. Ритуал здесьважнее собственно насилия.
Еще одно напоминание об извечном споре “кто - кого?” - названия-аббревиатуры команд (состоящие, как правило, из трех букв), которые нередкозаканчиваются “К” - “kings”. Это могут быть короли определенного стиля илижанра, городского района или линии метро и т.д.
Былая непримиримая борьба с властями и друг с другом наложила свойотпечаток и на “писательский” стиль. К примеру, так называемые
“blockbusters” - огромные, “квадратные” буквы, слегка наклоненные впередили назад и исполняющиеся обычно в двух цветах - вполне подходящее оружие,будь то борьба с чужим граффити или девственно чистым вагоном муниципальнойподземки. Делай - раз! Делай - два! И вот вам, пожалуйста: максимальныйрезультат за минимальное время. К тому же огромные буквы как нельзя лучшесоответствовали самой сути граффити эпохи первоначального накопления опыта
- читай: “тэггинга”. Чье имя больше - тот и круче. История граффити какискусства, как стиля началась с того самого момента, когда “первописатели”вдруг осознали одну очень простую вещь: вывести свое имя “увесистыми”буквами может, в принципе, любой, это всего лишь вопрос времени, но немастерства и индивидуальности.
Еще один больной вопрос - взаимоотношения с городскими властями.
Сколько существует граффити, столько оно подвергается гонениям. Стоящие настраже закона и порядка твердят одно: роспись муниципального имущества -при всей (эстетической) ценности этой самой росписи - представляетсерьезную угрозу обществу. Нотациями дело не ограничивается. Немалоамериканских граффитистов поплатились за свое творчество внушительнымиштрафами, кое-кто угодил за решетку. Во многих мегаполисах граффитистам всвое время отвели так называемые “законные стены и дворы”. Но официальноразрешенных площадей на всех желающих не хватает. Власти Лос-Анджелеса, вконце концов, постановили, что неплохо бы провозгласить и “зонынетерпимости”, их примеру собираются последовать и в некоторых другихгородах. В борьбе лос-анджелесская полиция полагается не только на чудо-технику. Несколько лет назад переодетые “копы”, под видом британскойсъемочной группы, делающей фильм уличном искусстве, арендовали студию ирасклеили всюду объявления, приглашающие граффтистов поучаствовать всъемках. Откликнулось более шестидесяти человек, снабдившие полицейскихподробнейшей информацией о своих любленных “объектах” и поставщиках краски,также образцами собственных творений. Преставители штата Нью-Гэмпширнедавно выступли в Конгрессе с предложением наказывать уличенных в граффити
“битьем деревянной палкою по голому заду”. Но пока битье вроде быоставлено. До неопределенных времен. В Филаделфии решили навалиться накрамольников всем миром. Составлен список десяти “самых опасных”граффитистов. В кампанию активно включлись и фирмы-производителивсевозможных красителей, обеспокоенные тем, что незаконное уличноеискусство подрывает их престиж. Престиж самого граффити в Америке заметнопортят две вещи. Во-первых, хип-хоп в целом , а значит, и граффити - тамвоспринимается как часть "гангстерской культуры". Во-вторых, по подсчетамсамих граффитистов, примерно к десятой части уличных художеств в буквальномсмысле приложили руку "крутые" парни, которые таким образом "метят" своютерриторию - каковой цели вполне соответствуют и малохудожественныесредства. Началось все в Южной Калифорнии. Оттуда же пришло и словечко
“tagbanger” (производное от "tagger” и "gangbanger” - так на слэнгеобзывают участников “групповухи”). Придумали его сами граффитисты,вознамерившиеся отделить таким образом "овец от козлищ". Но ни официальныевласти, ни собственные родители в подобные тонкости вникать не желают (такчто юные таланты ни тех, ни других в свои дела особо стараются непосвящать). В этом же, как считают граффитисты, кроется и ответ на частозадаваемый им вопрос: а почему среди уличных художников практически невидно девушек?
Отчасти из-за бесконечных гонений многие нью-йоркские подземщики всвое время перебрались в Европу. Итальянская молодежь, офанатевшаяфутболом, приняла новое "искусство" с радостью. Сейчас нередко нафутбольных стадионах, вокзалах встретишь огромные картины с изображениембыка в футбольной майке с надписью "Милан - грязные скоты!" Вовсю красятсянекогда братские Польша и Чехия. В Берлине - это своеобразный обрядвзросления для подростков: они выбирают себе прозвище, которое считаетсядействительным лишь после того, как будет увековечено несколько раз насамых видных и опасных местах. В Берлине вообше дело поставлено на широкуюногу. Там есть даже специальный граффити-салон, куда могут обратиться ипотенциальные заказчики, и художники с образцами своего творчества. Авсякий проезжающий по территории Финляндии или Швеции может прямо из окнавагона полюбоваться на работы местных граффитистов, украшающих скупойскандинавский пейзаж. В Японии, граффити отличается очень мрачными,фантастическими и порой жестокими сюжетами. "Существует масса возможностейприложения твоего стиля,- говорит Чу, британский мастер граффити, нашедшийсебя в дизайне компьютерных игр. - Главное, чтоб он был сделан искренне исо вкусом”. Уникальную эволюцию претерпело завезенное из-за океана граффитив Великобритании, где оно стало заметной частью поп-культуры. В то времякак британские полицейские представляют себе типичного уличного художникакак "потерянного” подростка из малоимущей семьи, которому ничего в этойжизни не светит, все больше этих самых подростков находят себя в рекламе,компьютерном дизайне, музыке. Оно и понятно: чисто стилистическая разницамежду "легальным" и уличным граффити неуловима. А посему что такое хорошо
(а значит, расценивается как искусство) и что такое плохо (и стало быть,преследуется по закону против вандализма), определяется, исходя из совсеминых критериев. И не все попавшиеся под тяжелую руку закона отделываютсякурьезными наказаниями, вроде запрета приближаться к любомужелезнодорожному мосту или появляться в лондонской подземке. Одинграффитист из Шеффилда недавно получил пять лет тюрьмы. Но, как заметилодин его земляк и соратник, это вряд ли кого остановит.
Стиль и техника граффити постоянно развиваются и совершенствуются.
Каждая страна вносила нечто новое и свежее в это искусство. Но после того,как рисунки со стен города переместились на стены музеев, галерей ипамятников архитектуры, встал вопрос о вандализме и провокационной сутиграффити. В это же время отдельные работы писателей начинают выставляться втех же музеях и становятся предметом повышенного спроса среди богатыхколлекционеров.
Граффити, в принципе, невозможно контролировать или искоренитьпутем наложения на него запретов. Поэтому как форма искусства и средствовыражения взглядов оно гибко, всеохватывающе и свободно от цензуры. Этосвоего рода анонимный визуальный диалог писателя с другими членамиобщества. Авторы граффити, как правило, скрываются за псевдонимами,прозвищами, кодами и символами.
Более настойчивые в своих желаниях "засветиться" оригиналы илипросто умеющие красиво распылять струи добиваются привлекательности своихtag'ов (общее название красочных настенных шедевров, приживается теперь в
Москве). Их стараними мы обязаны тому, что в нынешней молодежной культуреграффити занимает далеко не последнее место. Их творения используются вклипах, оформлении клубов, дискотек и журналов (порой отнюдь немолодежных!). Широко известные в узких кругах роллеры предпочитают видетьсвои рампы (специальные тумбы для совершенствования катания) раскрашеннымив граффити. В Германии, Дании, Норвегии и ряде других стран существуютпункты граффитчиков, где они выполняют работу на заказ, начиная отрасписывания автотранспорта и кончая оформлением частных увеселительнызхзаведений. Впрочем, редко кому удаётся прожить только на это, поэтому всегде-то работают, и уличная живопись остаётся для большинства хобби.
Разрисовывать ночные клубы или делать декорации для видеоклипов - это,конечно, неплохо. Но место всякого настоящего мастера граффити - преждевсего, на улице. Против коммерциализации выступают и многие "старые"художники, считающие, что граффити, родившись как crime art -противозаконное искусство - не имеет права вступать с законом в деловыеотношения. Но многие новые команды, не считаяь с идеологией, целикомпереходят на заказные работы.
Немаловажным аспектом, о котором нельзя забывать никоим образомявляется граффити и Ваше здоровье:
"Я потратил целый день на довольно большой рисунок. К вечеру я ощущалголовокружение, горящее горло, грудь и живот. Я чувствовал себя больным иочень уставшим. И наконец понял, что пары краски действительно началидобираться до меня".
Если вы рисуете и говорите "всё ОК: я задерживаю дыхание, когдаведу баллон с краской по стене" или я достаточно далеко держу свой нос откраски и она меня не достанет " - позвольте мне разочаровать вас . Если выкогда-либо красили в закрытом помещении, то вы понимаете, что я хочусказать- это так называемый "туман".
Когда вы окрашиваете, ваши легкие, внутренняя часть ваших губ иноса поглащают этот туман. Токсины краски могут также быть поглощены ичерез вашу кожу. Теперь с этим знанием, думайте относительно того, хотители вы загнуться через лет 5-6 (в зависимости от того, с какойинтенсивностью вы рисуете) от рака лёгких, кожи или какой-нибудь другойболезни, вызванной токсинами или купить маску и перчатки.
Какая Маска?
Приличная маска должна закрыть ваш нос и рот. Она должна иметь покрайней мере два фильтра. Внешний фильтр называется "фильтр пыли" и обычносостоит из бумажного основного фильтра в пластмассовом кожухе. Внешнийфильтр останавливает пыльные частицы тумана краски.
Внутренний фильтр - "газовый фильтр" - обычно состоит из угольно-основанного вещества, в металлическом кожухе. Этот фильтр, которыйостанавливает газы/пары, которые вы можете легко не заметить, как "пылькраски", но все же это - наиболее опасный аспект использования аэрозолей.
Оба фильтра должны надёжно крепится к вашей маске или плотноввинтчиваться в неё. Маска должна быть притянута к лицу достаточно сильно,чтобы эффективно остановить испарения. Имеется обычно простой клапан намаске, который позволяет вам выдыхать. Фильтры будут непрерывно "чистить"воздух, если они хранятся в открытом месте. Так что, когда ваша маска неиспользуется, держите её в чистом, проветреваемом месте.
Если вы чуствуете запах или вкус краски через маску, это говорит отом, что пришло время, чтобы заменить фильтры. Вообще, в зависимости оттого, сколько вы красите - надо менять фильтры один раз в год. Желательноимееть под рукой другие, более дешевые маски, но они обычно толькоостанавливают пыль/туман, но не ядовитые пары. Что бы там нибыло, онилучше, чем ничто - но надо помнить, что они не достаточно хороши.
Кроме того...
Прежде чем, вы собираетесь красить неплохо было бы поесть и выпитьпобольше воды. Это сделает ваш организм менее подверженным токсинам краски.
Рассказывает один уличный художник: "В моем случае, я думаю, чтоосознал опасность от краски как раз вовремя. Я никогда не страдал от астмыпрежде. Теперь, когда я бежал, чтобы поймать поезд на остановке или убегаяот полиции, я весьма часто стал останавливаться, чтобы передохнуть, началхрипеть и ужасно кашлять".
* * * * *
Подводя итог вышесказанному, можно утверждать, что граффити является культурным феноменом, в той или иной форме встречаемым в любомобществе. Граффити можно рассматривать как конкретный манифест персональнойи общественной идеологий, очень эффективный в плане визуального воздействияна людей.
Работы Джоана Миро и Пауля Клее близки по стилю "картинам" уличноготворчества. Пикассо ценил в "граффити" "предельный лаконизм, использованиеминимального количества графических элементов для обозначения лица, фигурычеловека." Слово “рок” (в смысле, “судьба”), начертанное по-гречески настене Собора Парижской богоматери, сподвигло Виктора Гюго на написаниезнаменитого романа. Нечто подобное встречается и в пещерах древних людей, атакже в Древних Египте и Греции. Американские индейцы и племена Майя такжеувлекались росписью плоских поверхностей. Но сегодня граффити ассоциируетсяв первую очередь с альтернативной формой городской культуры.
Термин "граффити" применяется для классификации, как правило,запрещенного законом вида искусств, в рамках которого предпринимаютсяпопытки установить разновидность связанной композиции посредством рисункови надписей, создаваемых индивидуально либо группами на стенах или другихповерхностях, визуально доступных публике.
Граффити могут представлять собой простейшие рисунки или надписи,но обычно это довольно сложные монохромные либо мультицветные композиции.
Авторов граффити называют "писателями". Почему не художниками? Дело в том,что корни граффити кроются именно в написании слов на поверхностях, да и невсе граффити выполнены красками. Первоначально в ход шли все подручныесредства, начиная от дорогих красок и заканчивая карандашами, мелками,ручками, ножами... Даже пальцем руки можно было написать граффити нагрязном окне.
Существует версия, что поддержали развитие уличных изображенийпредприимчивые торговцы наркотиков, которые с помощью рисунков изашифрованных надписей, ни о чем не говорящих ни полиции, ни случайнымпрохожим, сообщали подросткам место продажи "травки", цены и прочее. Современем, из секретного вида связи "граффити" превратилось в обычноесредство общения подростков. Обычно это объемная, преимущественно красно-черно-синяя "сочная" графика.
Кто может стать писателем граффити? Практически любой желающий, носледует понимать, что граффити, как и любое другое искусство, требуетмногих часов практики и упорного труда. Иначе можно заработать обидноепрозвище "toy" ("игрушка"). Так называют неопытного писателя, который неиспытывает интереса к изучению этики граффити и не очень-то стремитсяовладеть необходимыми для росписи стен навыками. Авторами граффити чащевсего выступают непрофессиональные художники.
Есть, конечно, среди граффитистов и “чистые” художники, черпающиевдохновение буквально во всем: от библейских сюжетов до комиксов ителепостановок. Но большинство уличных мастеров обозначают свое амплуа по-другому: “писатель” или “шрифтовик”. Исторически это писательство развилосьиз так называемых “тэгов” - стилизованных “автографов” или авторскихлоготипов. По нынешним меркам, довольно простеньких по форме и -соответственно - исполнению. Так что сейчас всякий начинающий писательименно в качестве “тэггера” постигает азы мастерства.
Мотивациями для занятия такого рода деятельностью могут бытьпонятное желание прославиться либо потребность в выражении самих себя илисвоего отношения к различным предметам, историческим фактам, конкретным илиабстрактным группам людей и личностям. Писатели граффити для создания своихшедевров используют стены гаражей, домов, складов, метрополитенов,железнодорожные вагоны, автобусы, трамваи, заборы и ограждения. Даже на
Луне американские астронавты оставили о себе память в виде граффити.
Идеальным орудием самовыражения является обычный баллончик скраской, действующий по принципу дезодоранта. Он транспортабелен, полностьюудовлетворяет потребностям в скорости и удобстве рисования, визуальнойэффективности, краска из него отлично ложится на большинство изсуществующих поверхностей. Различные по размеру насадки и выпускныеотверстия баллончиков способствуют достижению всевозможных спецэффектов,созданию мощных графических элементов и иллюзии подвижности изображения.
Сочетающий в себе технику кубизма и абстрактного графического искусства,зачастую трудночитаемый, стиль граффити придает композициям некоторуюзагадочность.
В большинстве стран граффити запрещено законом, но, тем не менее,существуют понятия "легальной" и "нелегальной" стен. К первым относятся тестены, которые городские власти предоставляют на "растерзание" писателямграффити, руководствуясь стремлением украсить ту или иную часть города ипоказать свою демократичность и терпимость по отношению к свободномуискусству (пример - забор на Октябрьской площади в Минске). Но запретныйплод сладок, и поэтому глубокой ночью либо ранним утром писатели выходят на
"работу" и полностью отдаются своим фантазиям, расписывая "нелегальные"стены.
Содержанием граффити может стать признание в любви, забавныеподписи и комментарии к различным событиям, реклама, политические,социально направленные высказывания. Политические граффити часто оформленыв виде острых памфлетов, лозунгов или стилизованных под газетные полосысюжетов. Здесь писателями выступают члены политических партий и групп,радикальных студенческих движений или же просто неудовлетворенные жизньюграждане.
Другая разновидность граффити - гангстерское граффити, котороевстречается только в крупных городах. По форме и содержанию оно сильноотличается от прочих и заключается в зашифрованных кодах, инициалах, жесткостилизованных при помощи специальной каллиграфии. Члены банд используютграффити, чтобы обозначить границы своей группировки территориально иидеологически, а также чтобы предупредить врагов о последствияхпроникновения последних в их владения. Данное граффити, очень близкосоприкасаясь с такими формами искусства, как тату и дизайн одежды,образовало даже некую закрытую урбанистическую систему.
Третью, наиболее распространенную разновидность граффити, называют
"Нью-Йоркским стилем" или "хип-хопом". Произошло оно из традиций граффити,зародившихся в Нью-Йоркском метро в 1970-м году. В принципе, "хип-хоп" -это более широкое движение, появившееся на базе рэп-музыки, брейкдэнса играффити. Этими граффити покрыты огромные площади в городах США.
Создание одного рисунка - весьма трудоёмкий процесс. Сначаланеобходимо выбрать стену. Этот, казалось бы, несложный этап содержит в себеогромное количество тонкостей. Во-первых, место предполагаемой картины недолжно принадлежать организации, рьяно заботящейся о чистоте своихвладений. Идеальный вариант - какое-нибудь из зданий промзоны, потому чторедкий завод обращает внимание на состояние собственной территории. Один изхудожников рассказал обычный (как он выразился) случай. Выбирая очереднуюстену, он не старался найти что-то видное, - просто хотел сделать парунабросков для себя. Через некоторое время он отыскал милый уютный уголокрядом с грязным и с виду заброшенным подъездом. Он достал из широкихджинсов баллончик и начал не спеша набрасывать контуры. Внезапно к подъездуподкатила пара "мерседесов", и рисунок, к сожалению, не вышел - зато вышелсиний рисунок под глазом у невезучего граффитчика. Оказалось, что это былточно не заброшенный подъезд, а офис какой-то полубандитской фирмы… .
Существуют "элитные" стены и подвалы, в них, как правило, собираются люди снавязчивыми идеями, ради которых они готовы на все! Стены этих "бункеров"украшают фашистские или антиправительственные надписи, символика тусовок,само существование которой вызывает рвоту и гнев окружающих. Легальнописать их довольно сложно. Если какой-нибудь "лошок" проникает в эти
"святыни", а уж, тем более, на них пишет, в лучшем случае его сильноизобьют.
Второй момент, который необходимо учитывать - активность окрестноймилиции; появление в разгар работы патрульного автомобиля приносит какминимум неприятные эмоции, как максимум - проведение некоторого времени вотделении или штрафа. При определённом опыте и наблюдательности выделяютсяместа, где стражи порядка появляются реже, и работа ведётся преимущественнотам (исключение - молниеносные десятиминутные "бомбинги", которые могутпроводиться чуть ли не в центре города). Наконец, нужно оценить, с какогоколичества точек видна стена; естественно, чем больше человек увидятрисунок, тем лучше. Тут преимуществом обладают, например, мосты. Затемоценивается поверхность стены - она должна как можно меньше впитыватькраску и не быть слишком неровной.
Теперь начинается собственно рисунок. Некоторые покрытия, какфанера, побелка, слой масленной, либо другой краски грунтовать не нужно. Ночасто приходиться украшать поверхности не подготовленные для этого. Чтобыизбежать нежелаемых последствий, следует прибегнуть к помощи такназываемого "грунтования". Его суть заключается в разовом покрытии нужнойплощади краской (масленной или водо-имульсионной), побелкой или грунтовкойзамешанной на мелу и клею. Наносимый материал образует "корку", в которуюкраска не сможет впитаться, или по прошествии времени осыпаться.Не плохимподспорьем для художника являтся "раствор для смывки старой краски", имможно корректировать ваш рисунок или удалять краску в нужном вам месте.
Затем по заранее нарисованному или откуда-то сведённому скетчуделается набросок (обычно мелом или маркером), и только потом граффитиприобретает свой привычный, яркий вид. Большие поверхности заливаются спомощью специальных насадок, широко распыляющих струю из баллончика, и всамом конце ещё раз обводятся контуры.
Важным аспектом являются сар'сы - насадки, колпачки на балонах, спомощью которых регулируется подача краски. Различными сар'сами можносоздавать толстые, тонкие, спиральные, зигзагообразные линии; есть cap'ывыпускающие сразу две или три паралельных струи. Европейские и американскиехудожники рисующие на железнодорожных составах, часто пользуются сар'сом,который даёт супер толстую линию (в ладонь и больше). Такое разнообразиеподручных средств радует, но большинство насадок возможно приобрести тольков европейских странах, поэтому если вы не собираетесь посетить Германию или
Польшу, то придётся довольствоваться двумя (толстым - fat и тонким -skinny) колпачками, представленными нашими хоз.рынками.
Весь процесс может занять дня три - день на грунтовку, день насобственно рисунок и день на исправление каких-то мелких ляпов. На однукартину тратится от трёх-четырех баллонов.
Принято думать, что граффити появилось на свет в Нью-Йорке конца
60-х годов, когда тинейджер из Вашингтона Хайтс по имени Деметривс впервыеначал выводить свой творческий псевдоним TAKI и номер своей улицы 183 настенах и станциях подземки по всему Манхеттену. Вскоре другие тинейджерызаприметили TAKI и стали спрэить собственные имена. Ранние "писатели" ничерта не заботились о том, поймут ли их каракули уличные зеваки. Однако споявлением сотни "голодных" писателей читаемость отдельного наскального
"хита" стала приобретать особую важность. А всё с одной единственной целью
- ПРИВЛЕЧЬ ВНИМАНИЕ ПРОХОЖИХ. На этом этапе стиль письма и выбор местатакже играл заметную роль. Каждому хотелось выделиться из общей массы иполучить признание себе подобных. А в лучшем случае и славы знаменитого
TAKI 183.
Но по-настоящему борьба развернулась, когда писатели открыли длясебя подземку Нью-Йорка. Место было что надо. Размалёванные хитрымибуквосплетениями, составы мчались туда-сюда, унося чьи-то имена. Краскаграффити постепенно стала просачиваться внутрь вагонов. Теперь уже выборлокации уступает в важности и первостепенности самому письму. Ведьизначально все буквы строились ровно в ряд и читались с полпинка. Споявлением же радикальных стилей трудночитаемые каракули превликали всёбольшее внимание. А вот и стиль письма, как способ узнать, кто эту гадостьнакалякал, исчерпал себя. И писатели устремились приручать цвет и размер.
Некто Stay High и кое-кто ещё стали выписывать свои имена на внешностипоездов тонкими вытянутыми белыми буквами. И - что делало их непохожими -во всю длину и ширину вагона. Открытие толстых колпачков привело к созданиюподлинных шедевров. Так парень Super Kool заметил, что замена узенькихколпачков спреющих балонов на пузатые позволит ему "накрывать" большиеповерхности широкими размашистыми "мазками". И вот, значит, этот Super Koolс балоном жёлтого и розового и fatcap(ом) на конце вступил на территориюпарка подвижных составов (что на 221st Street) и выписал свой нейм.
Получились жирные розовые буковки в жёлтом окаймлении. Работа получиласьтак себе, но в то же самое время это был самый цветной и выразительныйкусок в мире Граффити, созданный в рамках subway system. А писатель Phase 2из Бронкса был первым, кто развил успех Super Kool(-a) и помог дизайнувырасти в буквах и сформироваться окончательно. Цвет и выделение буковоктеперь стало аккуратным, и стиль писателей из Бронкса получил названиеbubble letters.
Следующая революция в стиле произошла, когда Pistol 1 - ужебруклинский мастер - впервые нарисовал 3D. Работа состояла из собственносамого имени в красно-белом с голубой окантовкой, что давало трёхмерноенастроение. Писатели со всего Нью-Йорка стекались, чтобы заценить этотpiece. Город бредил повторением подвига, но и думать не смел осостоятельности выполнения задуманного. Но время спустя люди добилисьсвоего. Каждый делал 3D со своими штрихами. Начались "стилевые войны". Кактолько культура заявила о себе в полный голос, был снят документальныйфильм "Style Wars "(1984), написаны книги.
"Wild style" Именно так назывался и "граффити"- фильм (1982 г.)независимого кинорежисёра Чарли Ахерна, главный герой которого “расписывал”поезда в Южном Бронксе. Лента, по отзывам критики, получшась “интереснойсоциологически, но наивной драматургически”. Дни года спустя вышла болеедостоверная вариация на ту же тему режиссера Стэни Латана под названием
“Beat Street”, ставшая культовым хип-хоповским фильмом.
Да, поезда подземки стали идеальными объектами для художеств нью-йоркских подростков. Юные творцы забирались в отстойники, и наутро поездавыходили оттуда “обновленными”. Граффити обрело скорость. Оно сталомобильным и отныне не ограничивалось стенами школ и туалетов. Послание,начертанное на вагонеподземки, могли увидеть в разных районахмногомиллионного города. В 1975 году глазам удивленной публики предстало
“полотно” размером в целый вагон, а год спустя - с состав. Особой любовью уграффитистов пользовались плоские вагоны старого образца и белые поезда -самыми же “неподходящими” считались бруклинские вагоны из гофрированнойстали. Впрочем, для особо настойчивых и это оказалось не препятствием.
Властям все это пришлось не по нутру. Дело не только в извечномначальничьем “не положено” - немало граффитистов, и в самом деле, нестолько творили, сколько хулиганили, лихостью компенсируя отсутствиемастерства и вкуса. В середине 80-х “подземное” начальство выжило-такиграффитистов из своих владений. “Есть множество юных умов, которым есть чтоповедать миру. Но все, что они сотворили, затирается машинами-монстрами
МТА” - подвел горестный итог в одном из своих поэтических опусов известныйрэппер и уличный художник Футура-2000.
Нью-Йорк по-прежнему почитается как “колыбель” граффити. Именнотам родился мир уличного искусства - со своей техникой, стилем и слэнгом.
Вообще-то, точнее было бы сказать - стилями. Ведь граффити - это множествонаправлений и течений. От считающихся ныне уже немодными “надувных”буквмастеров “старой школы” до невероятно изощренного, требующего немалогомастерства и сноровки “wild style”, в котором причудливые письменасплетаются по прихоти автора в невероятно сложные узоры. Не говоря уж обиндивидуальной манере.
“Стиль,- замечает Генри Чэлфант, автор книги “Subway Art”,считающейся своего рода Библией среди граффитистов, для всякого “писателя”
- понятие вполне конкретное. Определется оно прежде всего формой самих букви тем, как они соединяются”. А техническое мастерство и индивидуальныйстиль достигаются бесконечными часами упорнейших тренировок. “Не существуетлегких способов для освоения сложного стиля, и время, которое ты тратишь научебу, не заменишь ничем,- пишет Чэлфант. - Лучшая учеба здесь - этоповторение. Ты должен еще раз пройти всю историю искусства граффити. Отпростого к сложному”. Как, впрочем, и “черновик”, куда заносятся и гдепотом бесконечно шлифуются все новые идеи. Символично название одногодокументального фильма, посвященного граффити, - “Война стилей”. На заресовременного уличного искусства основное средство в этой войне было простыми незамысловатым: поверх работы конкурента наносилась собственная картинкаили надпись. Иногда - за неимением времени, средств или таланта - поступалиеще проще: неугодное граффити жирно перечеркивали крестнакрест. Одно времяв Нью-Йорке была дажее команда ТСО, то есть “the cross outs” (англ. “crossout” - “вычеркивать”), которая, судя по названию, решила объявить войнувсем без исключения. Сейчас подобная манера считается ребячеством,непростительным для настоящего мастера. Есть два более цивилизованныхспособа выяснения отношений. В одном случае конфликтующие стороны должны заопределенное время (oт нескольких часов до дня) “заполнить” часть стены.
Выигрывает тот, чья работа будет признана лучшей. При другой формеразрешения спора решающим оказывается не качество, а количество. Творцамотводится определенный участок в городе. Оговаривается время -обычно где-то от недели до месяца. Кто сумеет “освоить” большую площадь,провозглашается победителем. И в том, и в другом случае в качестве арбитраприглашается третий граффитист или “команда”. О вознаграждениидоговариваются заранее. Чаще всего проигравший расплачивается с победителемкрасками и прочими материалами. Иногда он лишается права писать свое имяили подвергается физическому наказанию - почти символическому. Ритуал здесьважнее собственно насилия.
Еще одно напоминание об извечном споре “кто - кого?” - названия-аббревиатуры команд (состоящие, как правило, из трех букв), которые нередкозаканчиваются “К” - “kings”. Это могут быть короли определенного стиля илижанра, городского района или линии метро и т.д.
Былая непримиримая борьба с властями и друг с другом наложила свойотпечаток и на “писательский” стиль. К примеру, так называемые
“blockbusters” - огромные, “квадратные” буквы, слегка наклоненные впередили назад и исполняющиеся обычно в двух цветах - вполне подходящее оружие,будь то борьба с чужим граффити или девственно чистым вагоном муниципальнойподземки. Делай - раз! Делай - два! И вот вам, пожалуйста: максимальныйрезультат за минимальное время. К тому же огромные буквы как нельзя лучшесоответствовали самой сути граффити эпохи первоначального накопления опыта
- читай: “тэггинга”. Чье имя больше - тот и круче. История граффити какискусства, как стиля началась с того самого момента, когда “первописатели”вдруг осознали одну очень простую вещь: вывести свое имя “увесистыми”буквами может, в принципе, любой, это всего лишь вопрос времени, но немастерства и индивидуальности.
Еще один больной вопрос - взаимоотношения с городскими властями.
Сколько существует граффити, столько оно подвергается гонениям. Стоящие настраже закона и порядка твердят одно: роспись муниципального имущества -при всей (эстетической) ценности этой самой росписи - представляетсерьезную угрозу обществу. Нотациями дело не ограничивается. Немалоамериканских граффитистов поплатились за свое творчество внушительнымиштрафами, кое-кто угодил за решетку. Во многих мегаполисах граффитистам всвое время отвели так называемые “законные стены и дворы”. Но официальноразрешенных площадей на всех желающих не хватает. Власти Лос-Анджелеса, вконце концов, постановили, что неплохо бы провозгласить и “зонынетерпимости”, их примеру собираются последовать и в некоторых другихгородах. В борьбе лос-анджелесская полиция полагается не только на чудо-технику. Несколько лет назад переодетые “копы”, под видом британскойсъемочной группы, делающей фильм уличном искусстве, арендовали студию ирасклеили всюду объявления, приглашающие граффтистов поучаствовать всъемках. Откликнулось более шестидесяти человек, снабдившие полицейскихподробнейшей информацией о своих любленных “объектах” и поставщиках краски,также образцами собственных творений. Преставители штата Нью-Гэмпширнедавно выступли в Конгрессе с предложением наказывать уличенных в граффити
“битьем деревянной палкою по голому заду”. Но пока битье вроде быоставлено. До неопределенных времен. В Филаделфии решили навалиться накрамольников всем миром. Составлен список десяти “самых опасных”граффитистов. В кампанию активно включлись и фирмы-производителивсевозможных красителей, обеспокоенные тем, что незаконное уличноеискусство подрывает их престиж. Престиж самого граффити в Америке заметнопортят две вещи. Во-первых, хип-хоп в целом , а значит, и граффити - тамвоспринимается как часть "гангстерской культуры". Во-вторых, по подсчетамсамих граффитистов, примерно к десятой части уличных художеств в буквальномсмысле приложили руку "крутые" парни, которые таким образом "метят" своютерриторию - каковой цели вполне соответствуют и малохудожественныесредства. Началось все в Южной Калифорнии. Оттуда же пришло и словечко
“tagbanger” (производное от "tagger” и "gangbanger” - так на слэнгеобзывают участников “групповухи”). Придумали его сами граффитисты,вознамерившиеся отделить таким образом "овец от козлищ". Но ни официальныевласти, ни собственные родители в подобные тонкости вникать не желают (такчто юные таланты ни тех, ни других в свои дела особо стараются непосвящать). В этом же, как считают граффитисты, кроется и ответ на частозадаваемый им вопрос: а почему среди уличных художников практически невидно девушек?
Отчасти из-за бесконечных гонений многие нью-йоркские подземщики всвое время перебрались в Европу. Итальянская молодежь, офанатевшаяфутболом, приняла новое "искусство" с радостью. Сейчас нередко нафутбольных стадионах, вокзалах встретишь огромные картины с изображениембыка в футбольной майке с надписью "Милан - грязные скоты!" Вовсю красятсянекогда братские Польша и Чехия. В Берлине - это своеобразный обрядвзросления для подростков: они выбирают себе прозвище, которое считаетсядействительным лишь после того, как будет увековечено несколько раз насамых видных и опасных местах. В Берлине вообше дело поставлено на широкуюногу. Там есть даже специальный граффити-салон, куда могут обратиться ипотенциальные заказчики, и художники с образцами своего творчества. Авсякий проезжающий по территории Финляндии или Швеции может прямо из окнавагона полюбоваться на работы местных граффитистов, украшающих скупойскандинавский пейзаж. В Японии, граффити отличается очень мрачными,фантастическими и порой жестокими сюжетами. "Существует масса возможностейприложения твоего стиля,- говорит Чу, британский мастер граффити, нашедшийсебя в дизайне компьютерных игр. - Главное, чтоб он был сделан искренне исо вкусом”. Уникальную эволюцию претерпело завезенное из-за океана граффитив Великобритании, где оно стало заметной частью поп-культуры. В то времякак британские полицейские представляют себе типичного уличного художникакак "потерянного” подростка из малоимущей семьи, которому ничего в этойжизни не светит, все больше этих самых подростков находят себя в рекламе,компьютерном дизайне, музыке. Оно и понятно: чисто стилистическая разницамежду "легальным" и уличным граффити неуловима. А посему что такое хорошо
(а значит, расценивается как искусство) и что такое плохо (и стало быть,преследуется по закону против вандализма), определяется, исходя из совсеминых критериев. И не все попавшиеся под тяжелую руку закона отделываютсякурьезными наказаниями, вроде запрета приближаться к любомужелезнодорожному мосту или появляться в лондонской подземке. Одинграффитист из Шеффилда недавно получил пять лет тюрьмы. Но, как заметилодин его земляк и соратник, это вряд ли кого остановит.
Стиль и техника граффити постоянно развиваются и совершенствуются.
Каждая страна вносила нечто новое и свежее в это искусство. Но после того,как рисунки со стен города переместились на стены музеев, галерей ипамятников архитектуры, встал вопрос о вандализме и провокационной сутиграффити. В это же время отдельные работы писателей начинают выставляться втех же музеях и становятся предметом повышенного спроса среди богатыхколлекционеров.
Граффити, в принципе, невозможно контролировать или искоренитьпутем наложения на него запретов. Поэтому как форма искусства и средствовыражения взглядов оно гибко, всеохватывающе и свободно от цензуры. Этосвоего рода анонимный визуальный диалог писателя с другими членамиобщества. Авторы граффити, как правило, скрываются за псевдонимами,прозвищами, кодами и символами.
Более настойчивые в своих желаниях "засветиться" оригиналы илипросто умеющие красиво распылять струи добиваются привлекательности своихtag'ов (общее название красочных настенных шедевров, приживается теперь в
Москве). Их стараними мы обязаны тому, что в нынешней молодежной культуреграффити занимает далеко не последнее место. Их творения используются вклипах, оформлении клубов, дискотек и журналов (порой отнюдь немолодежных!). Широко известные в узких кругах роллеры предпочитают видетьсвои рампы (специальные тумбы для совершенствования катания) раскрашеннымив граффити. В Германии, Дании, Норвегии и ряде других стран существуютпункты граффитчиков, где они выполняют работу на заказ, начиная отрасписывания автотранспорта и кончая оформлением частных увеселительнызхзаведений. Впрочем, редко кому удаётся прожить только на это, поэтому всегде-то работают, и уличная живопись остаётся для большинства хобби.
Разрисовывать ночные клубы или делать декорации для видеоклипов - это,конечно, неплохо. Но место всякого настоящего мастера граффити - преждевсего, на улице. Против коммерциализации выступают и многие "старые"художники, считающие, что граффити, родившись как crime art -противозаконное искусство - не имеет права вступать с законом в деловыеотношения. Но многие новые команды, не считаяь с идеологией, целикомпереходят на заказные работы.
Немаловажным аспектом, о котором нельзя забывать никоим образомявляется граффити и Ваше здоровье:
"Я потратил целый день на довольно большой рисунок. К вечеру я ощущалголовокружение, горящее горло, грудь и живот. Я чувствовал себя больным иочень уставшим. И наконец понял, что пары краски действительно началидобираться до меня".
Если вы рисуете и говорите "всё ОК: я задерживаю дыхание, когдаведу баллон с краской по стене" или я достаточно далеко держу свой нос откраски и она меня не достанет " - позвольте мне разочаровать вас . Если выкогда-либо красили в закрытом помещении, то вы понимаете, что я хочусказать- это так называемый "туман".
Когда вы окрашиваете, ваши легкие, внутренняя часть ваших губ иноса поглащают этот туман. Токсины краски могут также быть поглощены ичерез вашу кожу. Теперь с этим знанием, думайте относительно того, хотители вы загнуться через лет 5-6 (в зависимости от того, с какойинтенсивностью вы рисуете) от рака лёгких, кожи или какой-нибудь другойболезни, вызванной токсинами или купить маску и перчатки.
Какая Маска?
Приличная маска должна закрыть ваш нос и рот. Она должна иметь покрайней мере два фильтра. Внешний фильтр называется "фильтр пыли" и обычносостоит из бумажного основного фильтра в пластмассовом кожухе. Внешнийфильтр останавливает пыльные частицы тумана краски.
Внутренний фильтр - "газовый фильтр" - обычно состоит из угольно-основанного вещества, в металлическом кожухе. Этот фильтр, которыйостанавливает газы/пары, которые вы можете легко не заметить, как "пылькраски", но все же это - наиболее опасный аспект использования аэрозолей.
Оба фильтра должны надёжно крепится к вашей маске или плотноввинтчиваться в неё. Маска должна быть притянута к лицу достаточно сильно,чтобы эффективно остановить испарения. Имеется обычно простой клапан намаске, который позволяет вам выдыхать. Фильтры будут непрерывно "чистить"воздух, если они хранятся в открытом месте. Так что, когда ваша маска неиспользуется, держите её в чистом, проветреваемом месте.
Если вы чуствуете запах или вкус краски через маску, это говорит отом, что пришло время, чтобы заменить фильтры. Вообще, в зависимости оттого, сколько вы красите - надо менять фильтры один раз в год. Желательноимееть под рукой другие, более дешевые маски, но они обычно толькоостанавливают пыль/туман, но не ядовитые пары. Что бы там нибыло, онилучше, чем ничто - но надо помнить, что они не достаточно хороши.
Кроме того...
Прежде чем, вы собираетесь красить неплохо было бы поесть и выпитьпобольше воды. Это сделает ваш организм менее подверженным токсинам краски.
Рассказывает один уличный художник: "В моем случае, я думаю, чтоосознал опасность от краски как раз вовремя. Я никогда не страдал от астмыпрежде. Теперь, когда я бежал, чтобы поймать поезд на остановке или убегаяот полиции, я весьма часто стал останавливаться, чтобы передохнуть, началхрипеть и ужасно кашлять".
* * * * *
Подводя итог вышесказанному, можно утверждать, что граффити является культурным феноменом, в той или иной форме встречаемым в любомобществе. Граффити можно рассматривать как конкретный манифест персональнойи общественной идеологий, очень эффективный в плане визуального воздействияна людей.
Пожалуйста оцените статью и поделитесь своим мнением в комментариях — это очень важно для нас!
Комментарии7