ПРОХЛАДНЫЙ ВЕРТОГРАД (тенистый сад целительных растений)
рукопись преимущественно XVII и нач. XVIII в. Это — лечебник, переведенный на русский яз. с польского в конце XVII в. Симеоном Половцевым для царевны Софии. Вертоград имелся в более или менее полных списках и был до нынешнего столетия настольной книгой не только знахарей, но и помещиков, занимавшихся домашним лечением.
"Книга глаголемая Вертоград Прохладный,
избранная от многих мудрецов о различных врачевских вещах
ко здравию человекам пристоящих"
публикуется в сокращении
|
|
|
V
О хлебе ржаном
Хлеб ржаной по природе своей теплее ячменя и его лучше есть здоровым людям — он им силу подает, больным же людям следует есть пшеничный хлеб, который лучше и питательнее.
1. А у кого желудок плохо переваривает, тем не надо ржаного хлеба, понеже болезнь желудка одолеть не может и с великим томлением переваривается и исходит.
2. Подобает всякому человеку беречься от хлеба недопеченнаго, ибо великие и тяжкие болезни от этого рождаются, но не будем есть также или слишком мягкаго, но подождем, пусть переночует.
3. Тремя способами хлеб печется: большой хлеб очень мягок, а корка его тверда и непитательна для тела и не скоро переварится, но вредительную мокрость родит.
4. Хлеб, который не велик и тонок, его жар лучше пронимает и волглость из него вытянет. Но тот хлеб вяжет утробу и нескоро переваривается.
5. Средний же хлеб, которой не переквашен и не пересолен, тот здравее всех тело питает, способствует доброму кровообращению, и естество человеческое укрепляет. Но приемлем его, чтобы не слишком был мягок, и не черств, как сказано выше.
6. Хлеб, который растворен и испечен на вишневом соку, прикладываем к огненным чирьям, он их мягчит и отворяет.
7. Хлеб, который печен с отрубями, скоро исходит, непитателен телу человеческому.
8. Кисель ржаной надо есть после болезни натощак — от одышки.
О пшенице
Пшеница — наиболее естественная и соответствующая естеству человеческому пища. Она по природе горяча и волгостна (влажна) по мере в первой степени. А хлеб пшеничный бывает по природе горяч уже во второй степени, потому что горячности ему прибавится от жару огненного.
1. Хлеб пшеничный питательнее ржаного хлеба и следует его есть нездоровым людям больше, понеже естеству человеческому силу подает и способствует кроветворному процессу.
2. Если пшеничные отруби намочить в теплой воде и размешать, и процедить, как кислые щи, и принимать их с едой или в охлажденном виде, те кислые щи (напиток) очищают организм и облегчают грудь, и освобождают легкие от лишних мокрот храковных.
3. Пшеница целая вареная, т.е., если смею сказать, кутья, если ее есть, заключает жилы печенные (протоки печени) и желтость селезени (селезенки) наводит, и родится от того камень в почках и в пузыре.
4. Зерна пшеничные, во рту жеванные, если приложить к укусам бешеной собаки, раны заживляют.
5. Елей (масло), настоянный на пшенице, если им помазать обливу (сыпь) и прыщи, и иную нечистоту телесную сгонит, и тело чисто творит.
6. Муку пшеничную, смешанную с соком белены по подобию масти, прикладываем к жилам пораненным, и этим кровь, текущую из жил, останавливаем.
7. Мука пшеничная, смешанная с оксимелом,— а оксимел — это русский уксус, подсыченный сладко медом пресным,— и тем если помажем обливу на лице — чисто станет.
8. Отруби пшеничные, варенные в уксусе, прикладываем к надутым чирьям и к укусам ядовитых змей, и к переломленным костям — все выздоравливает.
9. Пшеница, варенная с молоком коровьим, подобно каше, вельми питательна сухорлявым (худощавым) людям, которые естеством горячи и много трудятся. А которые естеством тучны и мокростны, тем того принимать не велим, потому что зарождается в них трясавичная болезнь, и грыжа, и камень в почках.
10. Тесто кислое пшеничное прикладываем к твердым чирьям — оно их отмягчает и отворяет.
О иле пшеничном
Ил пшеничный (крахмал) тепл и волгостен по природе, а составляется он так: возьми пшеницы доброй, сколько захочешь, и вложи в воду студеную речную, и так пусть постоит пять дней и пять ночей, и помешивай каждый день, а как вода устоится, сливай и новой воды наливай. А в пятый день воду слей долой всю полностью, а пшеницы не возмути, чтобы ил пшеничный не тронулся — и потом достань того илу и положи в иной сосуд, и высуши его, а самую ту пшеницу истолки мелко и сквозь плат потри, смешав с водою, для того, чтобы не проходил ил, а что пройдет, то поставь на солнце, чтобы высохло, и мешай его часто, а как явится наверху вода, ту воду сливай, а когда станет очень сух — это будет ил (крахмал). А делается он из немолотой пшеницы.
1. Тот ил пшеничный очень полезен тем людям, которые больны течением мокростным и головным, и слезное течение уймет, как бы мы его ни прикладывали.
2. Ил пшеничный, толчен и варен — в ухе кислой, или в воде, по разсуждению — тогда блевание кровавое уймет, и утробу всякую заключает.
3. Ил пшеничный, да мука овсяная или ячменная, обоих поровну смешать и принимать по разсуждению с сахаром, чтобы был как порох, и если эту смесь принимать — кашель уймет.
4. Ил пшеничный, толчен и варен с молоком миндальным,— если ту кашу принимать, она утробу заключает.
5. Ил пшеничный, смешанный с чем-либо и принятый по разсуждению, все внутренности укрепляет и члены тела укрепляет.
6. Ил пшеничный сырой нельзя принимать, понеже оттого глисты внутри рождаются.
Об овсе
Овес есть брашно скотское, а не человеческое, но при нужде и дорогом хлебе, и из него хлеб печем. Но тот хлеб не питателен телу человеческому, и силы недает и кровь от того не рождается.
1. Если пластырь делаем в муке овсяной и прикладываем — мягчит и отворяет чирьи. Если делаем пластырь в муке овсяной, да в иле (крахмале) муки пшеничной и тем помазуем прокажение на лице — тело гладко станет.
2. Овес, очищенный от лузги, варенный в воде — и потом толчен и с медом пресным смешан — если принять, естественную теплость в желудок наводит.
3. Мука овсяная, смешанная с белилами добрыми, и вареная в воде,— если этим кто лицо умывает, лицо станет бело и светло.
О бобах
1. Бобы свежие по природе холодны и мягки в первой степени. Бобы вареные, каким бы обычаем их не принимать — ветрость брюху творят (пучат) и вредят желудку, также рассудок умаляют. А от скорлупы бобовой утробу крепит (случаются запоры).
2. Мука бобовая толченая, если ею тело натираем — все равно каким способом это ни сделай — лицо и тело гладкими станут.
3. Если кто из людей хочет, по привычке своей, бобы в еде принять, то пусть добавит к ним тмина немецкого да мяты огородной или душицы, и тогда никакого вреда они телу не принесут.
4. Мука бобовая, смешанная с мукой от гунбинной травы (фенхеля) или с семенем той травы — заживляет заушицу, если прикладывать ее по подобию пластыря.
5. Бобы сухие, если их поварить в воде и потом истолочь, да к тому примешать если сала топленого ветчинного, и той мазью помазать оток ножной кам-чюжный (суставный ревматизм) — тогда опухоль спадет.
6. Бобы, часто принимаемые в еде, отягчают тело и все внутренние органы, а также болезнь голове и тягостный сон наводят.
7. Если у кого грыжа ноет и болит в ярости, пусть возьмет муки бобовой, и смедом пчелиным смешав пополам, мажет часто.
О репе
Репа горяча во второй степени, а волгостна в первой степени. Репа вареная и принятая брюхо надымает и мокрость от нея родится в теле человеческом.
1. Семя репы огородной толченое и смешанное с фирьяком (противоядие) и принятое, окорм (отраву) из нутра выведет.
2. Репа лупленая и вареная в уксусе (кислое вино) и принята, нутрь холодит, но брюхо пучит и надымание творит, но тушит колеру рубию (черная кручина, меланхолия), то есть холодит горячество густой крови, от коей родится в человеке великая болезнь. И весьма питательна телу человеческому.
3. Если который человек вредительную коросту имеет на теле, или чирьи, тогда да омывает тело водою, в которой репа варена, и тако тело чисто и гладко станет.
4. Репа вареная в воде и потом принята со свежим молоком коровьим, поварив ее в нем, тогда пространство жилам в персех творит (позволяет легче дышать).
5. Вода, в которой репа варена, если ее пить, сухой кашель уймет.
6. Репа вареная и пареная с маслом древяным (оливковым) доброе ноение стомаху творит (улучшает работу желудка).
7. Репа же принятая питательна телу, но не скоро усваивается, а ветрость велика от нее родится, и потому помыслы постельные движет и растение спермы творит.
8. Водою, в которой репа варена, помажешь камчюг ножной, так же и грыжу в суставах (подагра, суставный ревматизм) и тако болезнь престанет.
О редьке
1. Редька горяча и суха третией степени. Редька принятая после еды, пищеварение улучшает, но дух смердящий рту наводит.
2. В редьке вода перепущеная со всем как ростет, весьма пристоит тем, кто тяжко мочится.
3. Редьку есть женам брюхатым нельзя, поскольку это им вредно, а от принятия редьки менстрова их движется и секундину (послед) выгонит.
4. Соком редечным если гнилыя язвы вымываешь, тогда лихое мясо (избыточные грануляции на ранах) из них выгонит.
5. То же творит редька жженая, если тем язвы присыпаем.
6. Сок редечный смешанный с уксусом да с медом пресным и вареный, и затем процежен сквозь ткань — очень полезен от залегания жил селезенных (закупорка желчевыводящих путей) и тем, кто страдает лихорадкой.
7. Редьковые листья молодые следует варить в двух, в трех или в четырех водах. И дать ту воду пить тем, кто не может мочиться, а то листвие обвить вокруг мехиря (пенис).
О хрене
Хрен горяч и сух во второй степени.
1. Хрен после еды принят, пищеварение улучшает и нутрь мягчит, и легостно мочу движет, а натощак принят, сохраняет человека от отравы, но пучит живот и блевание наводит.
2. Соком из хренового корения, если горло полощем, тогда сквинаниева болесть (ангина) от того престанет.
3. Хреново же корение жженое присыпаем к язвам, в которых дикое мясо есть (грануляции) и тако то мясо истребит; и то особая лечба к гнилым и мокрым болячкам, ибо то их сильно сушит.
4. Сок из корня хренова пускаем в уши, из которых гной течет, и тако язвы во ушах заживут.
5. Семя хреново толченое смешено с медом пресным по подобию мазини, и то принять, весьма полезно тем, кто не может духом собраться и откашляться, и от того та болезнь применится.
6. Хрен со всем как родится принят, все равно каким способом, весьма надлежит тем, кто страждет камнем, но лучше всего людям воду перепущенную из хрена принять утром и вечером, тогда камень и болезнь из поясницы и из пузыря выгонит.
7. Хрен толченый и вареный в уксусе подслащенном, и если им рот полоскать — тогда язвы ртяныя от того заживут.
8. Хрен вареный в уксусе и принятый — опухоль селезенки снимет (увеличение селезенки).
О капусте
Капуста по природе суха и холодна в первой степени. Дикая капуста тягостна собой, а от принятия ея родится кровь вредительная, и также она тело пучит.
1. Капуста вареная желудок мягчит и пищу движет, а варим ее, режучи мелко, в воде, и егда гораздо вскипит, и ту воду сливаем и наливаем другую, и в ту положим мясо или рыбу, и так от того принятия питается тело; но все же не очень, поскольку кровь вредительную умножает.
2. Капуста огородная, дикая, и та, что растет по берегу моря твердыя болячки (чирьи) мягчит, отворяет и заживает, если к ним прикладывать все равно, каким обычаем это не делать.
3. Капуста толченая смешена с белком яичным и если то прикладывать ко всякому ожегу, тогда раны их заживит.
4. Капустные листья мелко крошеные с гунбинною травою (фенхелем) и принятые по разсуждению, коим обычаем ни буди — биение трясавичное (лихорадочное) уймет.
5. Листья капустные если прикладываем ко отоку камчюжному (суставные боли) тогда оток снимет.
6. Капуста вареная с семенем капустным и в питье принята — никогда человек в тот день не напьется пияного пития хмельного допьяна; и сладостен сон наводит, но вредительно очам, также и желудку, и от ее принятия польза голосу бывает, а безгласие пременяется.
7. Сок капустный смешанный с вином и принятый, весьма пристоит тем, кто страдает селезенной болезнью, и тем, кто страдает желтухой.
8. Если жены тот сок пьют, тогда менстрову у них движет, также и мочу в обоих полах.
9. Корень капустный сожженный в пепел и принятый в питье — камень дробит и изнутри выгоняет.
10. Сок морской капусты принятый с вином, исцеляет бешенство, которое бывает от укушения бешеных собак.
11. Капуста, которая не через меру варена, принята, нутрь мягчит и утробу движет (способствует пищеварению), а которая через меру варена — та заключает утробу (рождает запоры).
О чесноке диком
1. Если некий человек ослабеет постелью, тот пусть возьмет чеснока дикого (молодила) и положит его в молоко козье, пока не свернется, и молоко процедив, пусть поварит, и к тому пусть добавит желтков яичных, сколько захочет, и то принимает по три и по пять дней, тогда естество его в своем существе станет. Но женам бесплодным того не даем, поскольку существо их противоположно есть и им это вредит.
2. Если кто глух, пусть тот возьмет молока женского, того, чем кормят ребенка после рождения десять или двенадцать недель, да к тому молоку пусть добавит сок той травы по всем правилам, и больной пусть капает в ухо утром и вечером по три или две капли несколько дней, тогда без сомнения вновь ему слух явится.
3. Если у кого глаза гноем ночью залепляются, так что и видеть не могут, те пусть возьмут сок той травы и промывают глаза утром три или четыре дня, тогда тот гной уймется.
Об огурцах
Плод огуречный студен.
1. Огурцы приняты вредительную мокрость телу наводят и кровь вредительная в жилах, и зимница (перемежающая лихорадка) от того рождается. От того не следует огурцы принимать всякому человеку, но только тем. кто жар имеет в стомахе (желудке), и тот плод едят без боязни.
2. Вода, в которой огурцы варены, если ее принять, жажду тушит, а если к тому прибавляешь мазь, составленную из сока свороборинного цвета (шиповника или розы) с сахаром по всем правилам, тогда это средство проход движет (усиливает работу кишечника).
3. Вода тем же способом смешанная, не очень хороша для тех, у кого утроба заключается (запоры) или кто жилится афедроном (потуги на низ), поскольку та вода ни низом не исходит, ни блеванием, но остается внутри, тогда вред причиняет организму человека.
О тыквах
Тыква холодна и влажна, а сырыми тыквы не подобает внутрь принимать, но только вареную или печеную.
1. Семя тыквенное вареным принято, выгоняет вредную мокрость густую из нутри.
2. Семя же тыквенное мелко толчено в вине принятое или в ином другом питье, залегание жил селезенных и печеночных отворит (откроет закупорки жел-чевыводящих путей).
3. Возьми семя тыквенное, истолки его, чтобы лузга отстала, и потом те ядра вари в воде ячменной, и как устоится — ту воду сцеди и дай пить тем, кто страдает печенью. То же питье урину (мочу) движет.
4. Если у кого печень опухнет (увеличение или отечность) от великого огня, тот пусть возьмет плод тыквы, чешую с него соскребет и потом толчет и сок из него выжмет, и смешает с уксусом по всем правилам, и в том бинт обмочит вдвое сложенный, и прикладывает поверх тела к правому боку, и так оток уляжется.
5. Сироп тыквенный принятый — от всякой студеной болезни пособляет.
6. Вода из травы тыквенной или из самой тыквы, смешанная с елеем свороборинным (масло шиповника), и тем если помазать поясницу и хребет (позвоночник), тогда биение трясовичное (лихорадку) уймет.
7. Та же смесь очень помогает при угрях надутых, а принятая внутрь, жажду тушит, и кашель унимает, и внутри все размягчает и движет.
О сливах
Сливы на вкус кислы, а по природе волгостны и студеностны в начале второй степени, а силу имеют вычищающую и холодительную, и мягчительную.
1. Сливы принятые — нутрь движут (способствуют пищеварению), но собой нескороноительны (не скоро усваиваются), а если кто их сверх меры примет, вредят.
2. Листвие сливного древа, варенное в уксусе, и тем если помазать старые гнилые раны на теле, то от того помазания они быстро заживут.
3. Сливы зрелые принятые больше нутрь движут, нежели сухие.
О вишнях
1. Вишни, которые вкусом кислы, сласть (аппетит) стомаху и рту благовоние наводят. Зерна, которые в тех ягодах (косточки), полезны тем, кто страдает камнем.
2. Вишни кислые на вкус утробу заключают, а те, которые сладкие — утробу движут, поэтому следует, говоря о вишнях, помнить об этих их свойствах.
О рябине
Рябина по природе своей студена и суха в третьей степени.
1. Рябина силу имеет такую — холодит, вяжет и крепит, и болезнь выведет изо всего тела.
2. Рябина заключает утробу кровавую (останавливает кровавый понос).
3. Рябина более полезна мужскому полу, нежели женскому.
О можжевеловых ягодах
Ягоды можжевеловые горячи и сухи во второй степени.
1. Если те ягоды часто держать во рту, то от того держания ветрость вредительная (заразная болезнь, эпидемия) исходит.
2. Елей, сделанный из можжевелового дерева (можжевеловое масло), хорошо помогает при ломоте и грыже хребтовой (боли в пояснице), коя бывает от студености, и многим людям от того польза бывает.
3. Тот же елей весьма тем помогает, кто подвержен падучей (эпилепсии).
4. Тот же елей, принятый в еде все равно, каким образом это ни будет сделано, помогает при болезни меланхолией (черной кручине, одним из видов психического расстройства). А кто ест, тот всегда бывает болен желудком и уныл, а то бывает от густой крови.
5. Тот же елей, тем же обычаем принят, помогает киловатым (страдающим грыжей), поскольку кишки и внутренности укрепляет.
6. Если во время поветрости (эпидемии) возьмем можжевеловые ветки и положим на угли, и сделаем дым, тогда никакая аэрная нечистота (заражение воздуха) не прикоснется к человеку.
7. Ягоды можжевеловые, принятые в вине или в другом каком-либо питье, очень помогают тяжко мочащимся, и болезни из поясницы выведут.
О яйцах курячьих
1. Белок яичный кладут в лекарство — всякое где надобе лечить гной, на очи, на болячки и на всякие раны подкожные.
2. Также пособляет белок на опрелину (опрелость) — в горячей воде волну (шерсть) обмочив, прикладываем.
3. Желток яичный сырой или вареный в лекарство добавляем — тогда размягчает чирьи горячие (старые нарывы).
4. Яйца свежие добрая еда, в кровь скоро претворяется, но яйца твердо пе-ченыя — еда грубая и липкая.
5. Также яйца хорошо пособляют мужам к постельному деянию и к женскому совокуплению, а с ними к тому ести лук да репу.
6. Белок пущеный в очи, слепоту очную усмиряет.
7. Яйцо цело вареное с вином или с уксусом (сильно перебродившим вином) выпито, всякой понос унимает и останавливает.
8. Также пять желтков яичных да три ложки вина и то выпить — пособляет кровавую утробу (кровавый понос, дизентерию) имеющим.
9. Яичный белок холодит, а желток согревает.
О воде
1. Всякая вода холодна и влажна по природе своей. Вода, если ее часто пить — вредит тем людям, которые холодны, ибо различные недуги им наводит — утробу (дизентерию), зимницу (вид лихорадки) и иные болезни, которые влагой избыточны.
2. Те жены, которые много воды пьют — тогда у них через меру течение менстрово явится, бессильны бывают и в обморок впадают. От многого пития мозг холоднее становится. А коли брюхатые (беременные) жены много воды пьют — тогда они тяжко родят и с великим томлением.
3. Воду холодную даем пить тем, кто страдает трясовицей (лихорадкой), которая бывает от избытка желчи. Воду даем в определенное время, когда тело больного ни горячо, ни холодно. А в то время, когда его бьет трясовица или охватывает жар-птица, ему пить не даем ни вина, ни воды, ни какого другого питья. А если же дашь — то болезнь ту продолжишь.
4. Воду не стоит больным людям пить, поскольку влага и слизь в стомахе (желудке) родится.
5. Вода отвариванная (кипяченая) меньше пучит, чем неотвариванная, ибо отвариванная быстрее двигается вниз.
6. Воду теплую хорошо пить людям, у которых боли в кишечнике, также и тем, у которых селезень надымается (увеличение селезенки).
7. Вода озерная стоячая вредна стома-ху все равно, каким способом ни приготовлена.
8. Вода болотная, принятая, вредит организму, поскольку родятся от нее в селезне (селезенкё) разные болячки и телу бывает водяной оток (гидрог.озия, водянка). Нет вреднее воды, чем вода болотная.
9. Вода дождевая, если собрать ее летом не во время грозы — безгласие наводит и залегание жил плюзных творит (закупорки сосудов в легких).
10. Вода летом собранная и слишком теплая вредна для желудка и всему телу тяжесть наводит.
11. Вода холодна, вредна, так как рождает болезни внутренние, а потому надлежит человеку беречься холодной воды.
12. Между водами лучше всех та вода, которая идет во время дождя и которую собирают, когда гром гремит. По природе своей она легка, тепла и чиста.
13. Между водами источниковыми лучше всех вода та, что течет с востока на запад, а та, что течет с запада — вредна и различные болезни от нее бывают.
О меде
1. Пчела дает две вещи, необходимые человеку и Богу угодных — воск и мед.
2. Мед есть сок с росы небесной, а собирают его пчелы с цветов благоуханных в лучшее время года — тот мед имеет в себе великую силу и угоден ко множеству болезней.
3. Мед помогает загноившимся ранам, помутнившемуся зрению, если мазать им больные места четырнадцать раз с перерывом или пластырь накладывать. Лечит и трещины рта, воду мочевую движет, живот размягчает и кашлюющим помогает, ядовитые укусы лечит и от укусов бешеных собак исцеляет. Помогает при заживлении глубоких ран и всем членам внутренним и невиданное лекарство.
4. Мед вареный помогает потрескавшейся коже.
5. Мед, вареный с анисом, лечит желудок.
6. Если мед с солью смешать и в уши пускать — тогда ушной шум из головы выйдет.
7. А если медом голову мазать, то вши и гниды отомрут.
8. Если детям мазать им десна, то зубы выростут без болезни.
9. Если медом и уксусом зубы вымывать — то десны вылечит.
О манне
1. Манна горяча и волгостна; внутрь принята — хрипление горляное, и кашель, и насморк уймет, и пространство грудем наводит (облегчает дыхание), и мозг главной вычистит.
2. Кнот (жгут) сделан с манною в нос полагаем, и тако от того различную мокрость из главы вытянут, коя бывает от различных течений из мозгу главного.
3. Манна же принята не дает расти болячкам, кои родятся от флегмы (излишков слизи в организме).
4. Некия врачи глаголют, что манна принята в питье вредна, но более из-за того, что редко можно найти манну настоящую, чтобы не подделана была.
О пшене сорочинском
1. Пшено сорочинское (рис) горячо и сухо в третьей степени. А кто его внутрь принимает — утробу крепит, а не следует его принимать тем, кто усовми страждет (имеет колющие боли) или ворчанье в кишках имеет (метеоризм). Но если варить то пшено в молоке коровьем с сахаром головным да прибавить масла коровьего свежего по обычаю как повар ведает и то принять — будет питать тело и добрую кровь умножит, и силу всему телу подаст.
2. Если кто моет лицо водой, в которой варено пшено сорочинское, тогда морщины с лица сводит.
3. Если пшено будет варено в одной воде и принято — утробу заключит (закрепит) и сперме растение сотворит, и помыслы постельные возбудит.
О финиках
Финики по природе своей горячи и влажны во второй степени.
1. Внутрь принятые они вредную влагу творят и болезнь главе наводят, заключают жилы печенныя и селезенныя (закупорки сосудов) и от того рождается кровотечение.
2. От фиников рождается густая кровь; и тем людям не следует их есть, кто горяч по природе своей и у кого часто голова болит, и в селезенке жар.
_______________________________________
_______________________________________
______________________________
Хлеб ржаной по природе своей теплее ячменя и его лучше есть здоровым людям — он им силу подает, больным же людям следует есть пшеничный хлеб, который лучше и питательнее.
1. А у кого желудок плохо переваривает, тем не надо ржаного хлеба, понеже болезнь желудка одолеть не может и с великим томлением переваривается и исходит.
2. Подобает всякому человеку беречься от хлеба недопеченнаго, ибо великие и тяжкие болезни от этого рождаются, но не будем есть также или слишком мягкаго, но подождем, пусть переночует.
3. Тремя способами хлеб печется: большой хлеб очень мягок, а корка его тверда и непитательна для тела и не скоро переварится, но вредительную мокрость родит.
4. Хлеб, который не велик и тонок, его жар лучше пронимает и волглость из него вытянет. Но тот хлеб вяжет утробу и нескоро переваривается.
5. Средний же хлеб, которой не переквашен и не пересолен, тот здравее всех тело питает, способствует доброму кровообращению, и естество человеческое укрепляет. Но приемлем его, чтобы не слишком был мягок, и не черств, как сказано выше.
6. Хлеб, который растворен и испечен на вишневом соку, прикладываем к огненным чирьям, он их мягчит и отворяет.
7. Хлеб, который печен с отрубями, скоро исходит, непитателен телу человеческому.
8. Кисель ржаной надо есть после болезни натощак — от одышки.
О пшенице
Пшеница — наиболее естественная и соответствующая естеству человеческому пища. Она по природе горяча и волгостна (влажна) по мере в первой степени. А хлеб пшеничный бывает по природе горяч уже во второй степени, потому что горячности ему прибавится от жару огненного.
1. Хлеб пшеничный питательнее ржаного хлеба и следует его есть нездоровым людям больше, понеже естеству человеческому силу подает и способствует кроветворному процессу.
2. Если пшеничные отруби намочить в теплой воде и размешать, и процедить, как кислые щи, и принимать их с едой или в охлажденном виде, те кислые щи (напиток) очищают организм и облегчают грудь, и освобождают легкие от лишних мокрот храковных.
3. Пшеница целая вареная, т.е., если смею сказать, кутья, если ее есть, заключает жилы печенные (протоки печени) и желтость селезени (селезенки) наводит, и родится от того камень в почках и в пузыре.
4. Зерна пшеничные, во рту жеванные, если приложить к укусам бешеной собаки, раны заживляют.
5. Елей (масло), настоянный на пшенице, если им помазать обливу (сыпь) и прыщи, и иную нечистоту телесную сгонит, и тело чисто творит.
6. Муку пшеничную, смешанную с соком белены по подобию масти, прикладываем к жилам пораненным, и этим кровь, текущую из жил, останавливаем.
7. Мука пшеничная, смешанная с оксимелом,— а оксимел — это русский уксус, подсыченный сладко медом пресным,— и тем если помажем обливу на лице — чисто станет.
8. Отруби пшеничные, варенные в уксусе, прикладываем к надутым чирьям и к укусам ядовитых змей, и к переломленным костям — все выздоравливает.
9. Пшеница, варенная с молоком коровьим, подобно каше, вельми питательна сухорлявым (худощавым) людям, которые естеством горячи и много трудятся. А которые естеством тучны и мокростны, тем того принимать не велим, потому что зарождается в них трясавичная болезнь, и грыжа, и камень в почках.
10. Тесто кислое пшеничное прикладываем к твердым чирьям — оно их отмягчает и отворяет.
О иле пшеничном
Ил пшеничный (крахмал) тепл и волгостен по природе, а составляется он так: возьми пшеницы доброй, сколько захочешь, и вложи в воду студеную речную, и так пусть постоит пять дней и пять ночей, и помешивай каждый день, а как вода устоится, сливай и новой воды наливай. А в пятый день воду слей долой всю полностью, а пшеницы не возмути, чтобы ил пшеничный не тронулся — и потом достань того илу и положи в иной сосуд, и высуши его, а самую ту пшеницу истолки мелко и сквозь плат потри, смешав с водою, для того, чтобы не проходил ил, а что пройдет, то поставь на солнце, чтобы высохло, и мешай его часто, а как явится наверху вода, ту воду сливай, а когда станет очень сух — это будет ил (крахмал). А делается он из немолотой пшеницы.
1. Тот ил пшеничный очень полезен тем людям, которые больны течением мокростным и головным, и слезное течение уймет, как бы мы его ни прикладывали.
2. Ил пшеничный, толчен и варен — в ухе кислой, или в воде, по разсуждению — тогда блевание кровавое уймет, и утробу всякую заключает.
3. Ил пшеничный, да мука овсяная или ячменная, обоих поровну смешать и принимать по разсуждению с сахаром, чтобы был как порох, и если эту смесь принимать — кашель уймет.
4. Ил пшеничный, толчен и варен с молоком миндальным,— если ту кашу принимать, она утробу заключает.
5. Ил пшеничный, смешанный с чем-либо и принятый по разсуждению, все внутренности укрепляет и члены тела укрепляет.
6. Ил пшеничный сырой нельзя принимать, понеже оттого глисты внутри рождаются.
Об овсе
Овес есть брашно скотское, а не человеческое, но при нужде и дорогом хлебе, и из него хлеб печем. Но тот хлеб не питателен телу человеческому, и силы недает и кровь от того не рождается.
1. Если пластырь делаем в муке овсяной и прикладываем — мягчит и отворяет чирьи. Если делаем пластырь в муке овсяной, да в иле (крахмале) муки пшеничной и тем помазуем прокажение на лице — тело гладко станет.
2. Овес, очищенный от лузги, варенный в воде — и потом толчен и с медом пресным смешан — если принять, естественную теплость в желудок наводит.
3. Мука овсяная, смешанная с белилами добрыми, и вареная в воде,— если этим кто лицо умывает, лицо станет бело и светло.
О бобах
1. Бобы свежие по природе холодны и мягки в первой степени. Бобы вареные, каким бы обычаем их не принимать — ветрость брюху творят (пучат) и вредят желудку, также рассудок умаляют. А от скорлупы бобовой утробу крепит (случаются запоры).
2. Мука бобовая толченая, если ею тело натираем — все равно каким способом это ни сделай — лицо и тело гладкими станут.
3. Если кто из людей хочет, по привычке своей, бобы в еде принять, то пусть добавит к ним тмина немецкого да мяты огородной или душицы, и тогда никакого вреда они телу не принесут.
4. Мука бобовая, смешанная с мукой от гунбинной травы (фенхеля) или с семенем той травы — заживляет заушицу, если прикладывать ее по подобию пластыря.
5. Бобы сухие, если их поварить в воде и потом истолочь, да к тому примешать если сала топленого ветчинного, и той мазью помазать оток ножной кам-чюжный (суставный ревматизм) — тогда опухоль спадет.
6. Бобы, часто принимаемые в еде, отягчают тело и все внутренние органы, а также болезнь голове и тягостный сон наводят.
7. Если у кого грыжа ноет и болит в ярости, пусть возьмет муки бобовой, и смедом пчелиным смешав пополам, мажет часто.
О репе
Репа горяча во второй степени, а волгостна в первой степени. Репа вареная и принятая брюхо надымает и мокрость от нея родится в теле человеческом.
1. Семя репы огородной толченое и смешанное с фирьяком (противоядие) и принятое, окорм (отраву) из нутра выведет.
2. Репа лупленая и вареная в уксусе (кислое вино) и принята, нутрь холодит, но брюхо пучит и надымание творит, но тушит колеру рубию (черная кручина, меланхолия), то есть холодит горячество густой крови, от коей родится в человеке великая болезнь. И весьма питательна телу человеческому.
3. Если который человек вредительную коросту имеет на теле, или чирьи, тогда да омывает тело водою, в которой репа варена, и тако тело чисто и гладко станет.
4. Репа вареная в воде и потом принята со свежим молоком коровьим, поварив ее в нем, тогда пространство жилам в персех творит (позволяет легче дышать).
5. Вода, в которой репа варена, если ее пить, сухой кашель уймет.
6. Репа вареная и пареная с маслом древяным (оливковым) доброе ноение стомаху творит (улучшает работу желудка).
7. Репа же принятая питательна телу, но не скоро усваивается, а ветрость велика от нее родится, и потому помыслы постельные движет и растение спермы творит.
8. Водою, в которой репа варена, помажешь камчюг ножной, так же и грыжу в суставах (подагра, суставный ревматизм) и тако болезнь престанет.
О редьке
1. Редька горяча и суха третией степени. Редька принятая после еды, пищеварение улучшает, но дух смердящий рту наводит.
2. В редьке вода перепущеная со всем как ростет, весьма пристоит тем, кто тяжко мочится.
3. Редьку есть женам брюхатым нельзя, поскольку это им вредно, а от принятия редьки менстрова их движется и секундину (послед) выгонит.
4. Соком редечным если гнилыя язвы вымываешь, тогда лихое мясо (избыточные грануляции на ранах) из них выгонит.
5. То же творит редька жженая, если тем язвы присыпаем.
6. Сок редечный смешанный с уксусом да с медом пресным и вареный, и затем процежен сквозь ткань — очень полезен от залегания жил селезенных (закупорка желчевыводящих путей) и тем, кто страдает лихорадкой.
7. Редьковые листья молодые следует варить в двух, в трех или в четырех водах. И дать ту воду пить тем, кто не может мочиться, а то листвие обвить вокруг мехиря (пенис).
О хрене
Хрен горяч и сух во второй степени.
1. Хрен после еды принят, пищеварение улучшает и нутрь мягчит, и легостно мочу движет, а натощак принят, сохраняет человека от отравы, но пучит живот и блевание наводит.
2. Соком из хренового корения, если горло полощем, тогда сквинаниева болесть (ангина) от того престанет.
3. Хреново же корение жженое присыпаем к язвам, в которых дикое мясо есть (грануляции) и тако то мясо истребит; и то особая лечба к гнилым и мокрым болячкам, ибо то их сильно сушит.
4. Сок из корня хренова пускаем в уши, из которых гной течет, и тако язвы во ушах заживут.
5. Семя хреново толченое смешено с медом пресным по подобию мазини, и то принять, весьма полезно тем, кто не может духом собраться и откашляться, и от того та болезнь применится.
6. Хрен со всем как родится принят, все равно каким способом, весьма надлежит тем, кто страждет камнем, но лучше всего людям воду перепущенную из хрена принять утром и вечером, тогда камень и болезнь из поясницы и из пузыря выгонит.
7. Хрен толченый и вареный в уксусе подслащенном, и если им рот полоскать — тогда язвы ртяныя от того заживут.
8. Хрен вареный в уксусе и принятый — опухоль селезенки снимет (увеличение селезенки).
О капусте
Капуста по природе суха и холодна в первой степени. Дикая капуста тягостна собой, а от принятия ея родится кровь вредительная, и также она тело пучит.
1. Капуста вареная желудок мягчит и пищу движет, а варим ее, режучи мелко, в воде, и егда гораздо вскипит, и ту воду сливаем и наливаем другую, и в ту положим мясо или рыбу, и так от того принятия питается тело; но все же не очень, поскольку кровь вредительную умножает.
2. Капуста огородная, дикая, и та, что растет по берегу моря твердыя болячки (чирьи) мягчит, отворяет и заживает, если к ним прикладывать все равно, каким обычаем это не делать.
3. Капуста толченая смешена с белком яичным и если то прикладывать ко всякому ожегу, тогда раны их заживит.
4. Капустные листья мелко крошеные с гунбинною травою (фенхелем) и принятые по разсуждению, коим обычаем ни буди — биение трясавичное (лихорадочное) уймет.
5. Листья капустные если прикладываем ко отоку камчюжному (суставные боли) тогда оток снимет.
6. Капуста вареная с семенем капустным и в питье принята — никогда человек в тот день не напьется пияного пития хмельного допьяна; и сладостен сон наводит, но вредительно очам, также и желудку, и от ее принятия польза голосу бывает, а безгласие пременяется.
7. Сок капустный смешанный с вином и принятый, весьма пристоит тем, кто страдает селезенной болезнью, и тем, кто страдает желтухой.
8. Если жены тот сок пьют, тогда менстрову у них движет, также и мочу в обоих полах.
9. Корень капустный сожженный в пепел и принятый в питье — камень дробит и изнутри выгоняет.
10. Сок морской капусты принятый с вином, исцеляет бешенство, которое бывает от укушения бешеных собак.
11. Капуста, которая не через меру варена, принята, нутрь мягчит и утробу движет (способствует пищеварению), а которая через меру варена — та заключает утробу (рождает запоры).
О чесноке диком
1. Если некий человек ослабеет постелью, тот пусть возьмет чеснока дикого (молодила) и положит его в молоко козье, пока не свернется, и молоко процедив, пусть поварит, и к тому пусть добавит желтков яичных, сколько захочет, и то принимает по три и по пять дней, тогда естество его в своем существе станет. Но женам бесплодным того не даем, поскольку существо их противоположно есть и им это вредит.
2. Если кто глух, пусть тот возьмет молока женского, того, чем кормят ребенка после рождения десять или двенадцать недель, да к тому молоку пусть добавит сок той травы по всем правилам, и больной пусть капает в ухо утром и вечером по три или две капли несколько дней, тогда без сомнения вновь ему слух явится.
3. Если у кого глаза гноем ночью залепляются, так что и видеть не могут, те пусть возьмут сок той травы и промывают глаза утром три или четыре дня, тогда тот гной уймется.
Об огурцах
Плод огуречный студен.
1. Огурцы приняты вредительную мокрость телу наводят и кровь вредительная в жилах, и зимница (перемежающая лихорадка) от того рождается. От того не следует огурцы принимать всякому человеку, но только тем. кто жар имеет в стомахе (желудке), и тот плод едят без боязни.
2. Вода, в которой огурцы варены, если ее принять, жажду тушит, а если к тому прибавляешь мазь, составленную из сока свороборинного цвета (шиповника или розы) с сахаром по всем правилам, тогда это средство проход движет (усиливает работу кишечника).
3. Вода тем же способом смешанная, не очень хороша для тех, у кого утроба заключается (запоры) или кто жилится афедроном (потуги на низ), поскольку та вода ни низом не исходит, ни блеванием, но остается внутри, тогда вред причиняет организму человека.
О тыквах
Тыква холодна и влажна, а сырыми тыквы не подобает внутрь принимать, но только вареную или печеную.
1. Семя тыквенное вареным принято, выгоняет вредную мокрость густую из нутри.
2. Семя же тыквенное мелко толчено в вине принятое или в ином другом питье, залегание жил селезенных и печеночных отворит (откроет закупорки жел-чевыводящих путей).
3. Возьми семя тыквенное, истолки его, чтобы лузга отстала, и потом те ядра вари в воде ячменной, и как устоится — ту воду сцеди и дай пить тем, кто страдает печенью. То же питье урину (мочу) движет.
4. Если у кого печень опухнет (увеличение или отечность) от великого огня, тот пусть возьмет плод тыквы, чешую с него соскребет и потом толчет и сок из него выжмет, и смешает с уксусом по всем правилам, и в том бинт обмочит вдвое сложенный, и прикладывает поверх тела к правому боку, и так оток уляжется.
5. Сироп тыквенный принятый — от всякой студеной болезни пособляет.
6. Вода из травы тыквенной или из самой тыквы, смешанная с елеем свороборинным (масло шиповника), и тем если помазать поясницу и хребет (позвоночник), тогда биение трясовичное (лихорадку) уймет.
7. Та же смесь очень помогает при угрях надутых, а принятая внутрь, жажду тушит, и кашель унимает, и внутри все размягчает и движет.
О сливах
Сливы на вкус кислы, а по природе волгостны и студеностны в начале второй степени, а силу имеют вычищающую и холодительную, и мягчительную.
1. Сливы принятые — нутрь движут (способствуют пищеварению), но собой нескороноительны (не скоро усваиваются), а если кто их сверх меры примет, вредят.
2. Листвие сливного древа, варенное в уксусе, и тем если помазать старые гнилые раны на теле, то от того помазания они быстро заживут.
3. Сливы зрелые принятые больше нутрь движут, нежели сухие.
О вишнях
1. Вишни, которые вкусом кислы, сласть (аппетит) стомаху и рту благовоние наводят. Зерна, которые в тех ягодах (косточки), полезны тем, кто страдает камнем.
2. Вишни кислые на вкус утробу заключают, а те, которые сладкие — утробу движут, поэтому следует, говоря о вишнях, помнить об этих их свойствах.
О рябине
Рябина по природе своей студена и суха в третьей степени.
1. Рябина силу имеет такую — холодит, вяжет и крепит, и болезнь выведет изо всего тела.
2. Рябина заключает утробу кровавую (останавливает кровавый понос).
3. Рябина более полезна мужскому полу, нежели женскому.
О можжевеловых ягодах
Ягоды можжевеловые горячи и сухи во второй степени.
1. Если те ягоды часто держать во рту, то от того держания ветрость вредительная (заразная болезнь, эпидемия) исходит.
2. Елей, сделанный из можжевелового дерева (можжевеловое масло), хорошо помогает при ломоте и грыже хребтовой (боли в пояснице), коя бывает от студености, и многим людям от того польза бывает.
3. Тот же елей весьма тем помогает, кто подвержен падучей (эпилепсии).
4. Тот же елей, принятый в еде все равно, каким образом это ни будет сделано, помогает при болезни меланхолией (черной кручине, одним из видов психического расстройства). А кто ест, тот всегда бывает болен желудком и уныл, а то бывает от густой крови.
5. Тот же елей, тем же обычаем принят, помогает киловатым (страдающим грыжей), поскольку кишки и внутренности укрепляет.
6. Если во время поветрости (эпидемии) возьмем можжевеловые ветки и положим на угли, и сделаем дым, тогда никакая аэрная нечистота (заражение воздуха) не прикоснется к человеку.
7. Ягоды можжевеловые, принятые в вине или в другом каком-либо питье, очень помогают тяжко мочащимся, и болезни из поясницы выведут.
О яйцах курячьих
1. Белок яичный кладут в лекарство — всякое где надобе лечить гной, на очи, на болячки и на всякие раны подкожные.
2. Также пособляет белок на опрелину (опрелость) — в горячей воде волну (шерсть) обмочив, прикладываем.
3. Желток яичный сырой или вареный в лекарство добавляем — тогда размягчает чирьи горячие (старые нарывы).
4. Яйца свежие добрая еда, в кровь скоро претворяется, но яйца твердо пе-ченыя — еда грубая и липкая.
5. Также яйца хорошо пособляют мужам к постельному деянию и к женскому совокуплению, а с ними к тому ести лук да репу.
6. Белок пущеный в очи, слепоту очную усмиряет.
7. Яйцо цело вареное с вином или с уксусом (сильно перебродившим вином) выпито, всякой понос унимает и останавливает.
8. Также пять желтков яичных да три ложки вина и то выпить — пособляет кровавую утробу (кровавый понос, дизентерию) имеющим.
9. Яичный белок холодит, а желток согревает.
О воде
1. Всякая вода холодна и влажна по природе своей. Вода, если ее часто пить — вредит тем людям, которые холодны, ибо различные недуги им наводит — утробу (дизентерию), зимницу (вид лихорадки) и иные болезни, которые влагой избыточны.
2. Те жены, которые много воды пьют — тогда у них через меру течение менстрово явится, бессильны бывают и в обморок впадают. От многого пития мозг холоднее становится. А коли брюхатые (беременные) жены много воды пьют — тогда они тяжко родят и с великим томлением.
3. Воду холодную даем пить тем, кто страдает трясовицей (лихорадкой), которая бывает от избытка желчи. Воду даем в определенное время, когда тело больного ни горячо, ни холодно. А в то время, когда его бьет трясовица или охватывает жар-птица, ему пить не даем ни вина, ни воды, ни какого другого питья. А если же дашь — то болезнь ту продолжишь.
4. Воду не стоит больным людям пить, поскольку влага и слизь в стомахе (желудке) родится.
5. Вода отвариванная (кипяченая) меньше пучит, чем неотвариванная, ибо отвариванная быстрее двигается вниз.
6. Воду теплую хорошо пить людям, у которых боли в кишечнике, также и тем, у которых селезень надымается (увеличение селезенки).
7. Вода озерная стоячая вредна стома-ху все равно, каким способом ни приготовлена.
8. Вода болотная, принятая, вредит организму, поскольку родятся от нее в селезне (селезенкё) разные болячки и телу бывает водяной оток (гидрог.озия, водянка). Нет вреднее воды, чем вода болотная.
9. Вода дождевая, если собрать ее летом не во время грозы — безгласие наводит и залегание жил плюзных творит (закупорки сосудов в легких).
10. Вода летом собранная и слишком теплая вредна для желудка и всему телу тяжесть наводит.
11. Вода холодна, вредна, так как рождает болезни внутренние, а потому надлежит человеку беречься холодной воды.
12. Между водами лучше всех та вода, которая идет во время дождя и которую собирают, когда гром гремит. По природе своей она легка, тепла и чиста.
13. Между водами источниковыми лучше всех вода та, что течет с востока на запад, а та, что течет с запада — вредна и различные болезни от нее бывают.
О меде
1. Пчела дает две вещи, необходимые человеку и Богу угодных — воск и мед.
2. Мед есть сок с росы небесной, а собирают его пчелы с цветов благоуханных в лучшее время года — тот мед имеет в себе великую силу и угоден ко множеству болезней.
3. Мед помогает загноившимся ранам, помутнившемуся зрению, если мазать им больные места четырнадцать раз с перерывом или пластырь накладывать. Лечит и трещины рта, воду мочевую движет, живот размягчает и кашлюющим помогает, ядовитые укусы лечит и от укусов бешеных собак исцеляет. Помогает при заживлении глубоких ран и всем членам внутренним и невиданное лекарство.
4. Мед вареный помогает потрескавшейся коже.
5. Мед, вареный с анисом, лечит желудок.
6. Если мед с солью смешать и в уши пускать — тогда ушной шум из головы выйдет.
7. А если медом голову мазать, то вши и гниды отомрут.
8. Если детям мазать им десна, то зубы выростут без болезни.
9. Если медом и уксусом зубы вымывать — то десны вылечит.
О манне
1. Манна горяча и волгостна; внутрь принята — хрипление горляное, и кашель, и насморк уймет, и пространство грудем наводит (облегчает дыхание), и мозг главной вычистит.
2. Кнот (жгут) сделан с манною в нос полагаем, и тако от того различную мокрость из главы вытянут, коя бывает от различных течений из мозгу главного.
3. Манна же принята не дает расти болячкам, кои родятся от флегмы (излишков слизи в организме).
4. Некия врачи глаголют, что манна принята в питье вредна, но более из-за того, что редко можно найти манну настоящую, чтобы не подделана была.
О пшене сорочинском
1. Пшено сорочинское (рис) горячо и сухо в третьей степени. А кто его внутрь принимает — утробу крепит, а не следует его принимать тем, кто усовми страждет (имеет колющие боли) или ворчанье в кишках имеет (метеоризм). Но если варить то пшено в молоке коровьем с сахаром головным да прибавить масла коровьего свежего по обычаю как повар ведает и то принять — будет питать тело и добрую кровь умножит, и силу всему телу подаст.
2. Если кто моет лицо водой, в которой варено пшено сорочинское, тогда морщины с лица сводит.
3. Если пшено будет варено в одной воде и принято — утробу заключит (закрепит) и сперме растение сотворит, и помыслы постельные возбудит.
О финиках
Финики по природе своей горячи и влажны во второй степени.
1. Внутрь принятые они вредную влагу творят и болезнь главе наводят, заключают жилы печенныя и селезенныя (закупорки сосудов) и от того рождается кровотечение.
2. От фиников рождается густая кровь; и тем людям не следует их есть, кто горяч по природе своей и у кого часто голова болит, и в селезенке жар.
_______________________________________
_______________________________________
______________________________
Пожалуйста оцените статью и поделитесь своим мнением в комментариях — это очень важно для нас!
Комментарии8