Томская писаница (часть II)
Этнографический комплекс музея состоит из четырех секторов: шорский улус "Кезек", кладбище и шаманская поляна.
Это подлинный комплекс жилых и хозяйственных построек шорцев конца XIX начала XX веков, состоящий из жилого дома "ЭМ", летней кухни "Сенек", хозяйственного амбара "Аиморок", кузницы, бани "Мэльча", телятника, свинарника, курятника и конюшни.
В конце XIX в. основным зимним жилищем шорцев становятся заимствованные у русских избы-однолетки и пятистенки. Наряду с ними широкое распространение получила срубная бревенчатая юрта "сенек" с двускатной крышей, крытой желобами из полубревен с прокладкой из бересты. Внутри помещения ручная мельница, глиняная очаговая яма. Деревянный ивовый крюк с котелком подвешивается над очагом. В стены врублены лавки для сидения. На них ставили утварь, клали продукты. Над лавками делались полки.
Основными занятиями шорцев были охота и собирательство, развивалось примитивное земледелие для получения ячменя и стойловое скотоводство. С конца XIX в. доминирующую роль приобретает пушной промысел и заготовка кедрового ореха.
Шорцы, жившие по реке Мрассу, брали с собой в тайгу сказителя-кайчи, который днем готовил пищу и запасал дрова, а вечером в балагане пел сказки для слушателей и духов покровителей охоты.
Основными объектами охоты зимой были медведи, соболя, зайцы, глухари. Летом добывали выдр, оленей, коз, маралов, загоняли в сети выводки крохалей. Осенью били барсуков, рябчиков. Стан состоит из балагана, закромов для шишек и приспособлений для обмолота и провеивания орехов
Шорцы были шаманистами. По их воззрениям жизнь и смерть любого человека полностью зависела от окружающих духов и божеств трех миров: верхнего, среднего и нижнего (подземного). Общение с духами и божествами происходило через посредника-шамана. Шаманом (по-шорски "кам") мог стать только особый избранник особого божества Ульгеня.
К услугам шаманов прибегали очень часто: при болезнях, во время похорон и поминок, перед охотой, при трудных родах, перед сбором урожая и т.д. Кроме того, существовали традиционные родовые моления Ульгеню, в которых обязательно участвовал шаман.
Шаманы были не одинаковы по своей силе и возможностям. Сильный всегда имел бубен с изображенными на нем духами-помощниками и колотушку. Слабый шаман "шабынча" камлал веником, рукавицей, палкой, маленьким охотничьим луком и мог только лечить больных. Шаманили, повязав на голову платок
В конце XIX в. основным зимним жилищем шорцев становятся заимствованные у русских избы-однолетки и пятистенки. Наряду с ними широкое распространение получила срубная бревенчатая юрта "сенек" с двускатной крышей, крытой желобами из полубревен с прокладкой из бересты. Внутри помещения ручная мельница, глиняная очаговая яма. Деревянный ивовый крюк с котелком подвешивается над очагом. В стены врублены лавки для сидения. На них ставили утварь, клали продукты. Над лавками делались полки.
Основными занятиями шорцев были охота и собирательство, развивалось примитивное земледелие для получения ячменя и стойловое скотоводство. С конца XIX в. доминирующую роль приобретает пушной промысел и заготовка кедрового ореха.
Шорцы, жившие по реке Мрассу, брали с собой в тайгу сказителя-кайчи, который днем готовил пищу и запасал дрова, а вечером в балагане пел сказки для слушателей и духов покровителей охоты.
Основными объектами охоты зимой были медведи, соболя, зайцы, глухари. Летом добывали выдр, оленей, коз, маралов, загоняли в сети выводки крохалей. Осенью били барсуков, рябчиков. Стан состоит из балагана, закромов для шишек и приспособлений для обмолота и провеивания орехов
Шорцы были шаманистами. По их воззрениям жизнь и смерть любого человека полностью зависела от окружающих духов и божеств трех миров: верхнего, среднего и нижнего (подземного). Общение с духами и божествами происходило через посредника-шамана. Шаманом (по-шорски "кам") мог стать только особый избранник особого божества Ульгеня.
К услугам шаманов прибегали очень часто: при болезнях, во время похорон и поминок, перед охотой, при трудных родах, перед сбором урожая и т.д. Кроме того, существовали традиционные родовые моления Ульгеню, в которых обязательно участвовал шаман.
Шаманы были не одинаковы по своей силе и возможностям. Сильный всегда имел бубен с изображенными на нем духами-помощниками и колотушку. Слабый шаман "шабынча" камлал веником, рукавицей, палкой, маленьким охотничьим луком и мог только лечить больных. Шаманили, повязав на голову платок
Продолжение следует...
Комментарии27