В чем смысл жизни?
Отрывки из потрясающей книги, в которой наши современники отвечают на главный вопрос человечества.
Вопрос о смысле жизни никак нельзя назвать новым. Несмотря на то, что ответы на него уже были неоднократно даны философами, поэтами и художниками всех жанров, редакция журнала Life решила провести собственное исследование на эту тему и обратилась к трем сотням «мудрых людей» — от известных писателей, артистов, ученых до простых фермеров и парикмахеров. Затем они объединили результаты своего «опроса» с черно-белыми снимками из архива журнала — своего рода визуальными ответами. Так родилась книга «Смысл жизни» — ответы на вопрос «Для чего мы здесь?» в историях и фотографиях.
Ниже представлено несколько отрывков из этой книги. Может быть, один из них действительно прольет свет на наше существование?
Кабинет Альберта Эйнштейна вскоре после его смерти. Фотограф Ральф Морс.
Артур Кларк, писатель-фантаст:
Один мудрец сказал, что вся человеческая деятельность произошла от игры. И высшая форма игры — это поиск Правды, Красоты и Любви. Что еще нужно? Должен ли здесь быть еще какой-то — бонусный — смысл?
Если мы будем тратить время на поиск смысла жизни, то нам уже некогда будет жить — или играть.
Стивен Джей Гулд, ученый:
Человеческий род заселяет эту планету только 250000 лет — это около 0,0015% истории жизни, последний дюйм космической мили. Мир прекрасно обходился без нас до последнего момента земного времени — поэтому наше появление выглядит скорее случайностью, чем кульминацией всеобщего плана.
Кроме того, пути, которые привели нас к эволюции, извилисты, неповторимы, маловероятны и совершенно непредсказуемы. Эволюция не случайна, она имеет смысл и может быть объяснена пост-фактум. Но если вы перемотаете пленку жизни к незапамятным временам и запустите ее заново, вы никогда не получите человека во второй раз.
Мы здесь, потому что одна странная группа рыб имела специфическую анатомию плавников, которые смогли трансформироваться в ноги наземных существ, потому что Земля никогда не замерзала полностью во время ледникового периода, потому что малочисленный и слабый вид, возникший в Африке четверть миллиона лет назад, старался выжить всеми правдами и неправдами. Мы можем стремиться к более «высоким» ответам, но их попросту нет. Это объяснение выглядит пугающим, но на самом деле оно освобождает. Мы не можем пассивно прочесть смысл жизни в фактах природы. Мы должны сконструировать ответы сами, исходя из нашей мудрости и этики. Другого пути нет.
Танец на выпускном вечере. Фотограф Билл Оуэнс.
Энни Диллард, лауреат Пулитцеровской премии:
Мы здесь, чтобы засвидетельствовать Творение и помочь ему. Мы здесь, чтобы заметить каждую вещь, и каждая вещь обязана замеченной. Вместе мы замечаем не только тень горы и камни на пляже, но и прекрасные лица и сложные характеры друг друга. Мы здесь, чтобы донести до сознания красоту и силу окружающего мира и восхвалить людей, что находятся рядом с нами. Мы — свидетели нашего поколения и нашего времени. Если бы нас не было, Творению пришлось бы играть в пустом доме.
В соответствии со вторым законом термодинамики все разрушается. Структуры распадаются. Бакминстер Фуллер намекнул на причины, по которым мы здесь находимся: создавая вещи, придумывая комбинации, мы противодействуем этому потоку энтропии. Мы творим новые структуры, новую целостность, даже новую вселенную. Пастух на вершине холма, который смотрит на мешанину звезд и думает: «Это охотник, плуг, рыба», создает ментальные связи, и в них содержится столько же реальной силы, сколько и в сиянии самих этих звезд.
Фрэнк Донофрио, парикмахер:
Я спрашивал себя, зачем я здесь, большую часть своей жизни. Если у всего этого и есть какая-то цель, мне уже все равно. Мне 74. Скоро мне предстоит уйти. Пусть молодые люди учатся на горьком опыте, как учился я. Никто никогда мне ничего не говорил.
Пожарный на месте взрыва бомбы, Белфаст. Фотограф Аббас.
Джон Апдайк, писатель:
Древняя религия и современная наука соглашаются в одном: мы здесь, чтобы дать оценку. Или, другими словами, чтобы обратить внимание. Без нас, как сообщают физики, провозгласившие антропный принцип, Вселенная была бы незамеченной и в прямом смысле не существовала бы. Невероятно, но она существует для нас.
Эта формулировка даже более невероятна для нашего понимания вещей, чем ветхозаветный тезис о том, что Бог готов страдать, нянчиться с нами, учить человека и даже спорить с ним, чтобы только получить оценку Его творения. То, что мы, без сомнения, представляем собой — это наша инстинктивная любознательность по поводу Вселенной, наше удивление перед существованием как таковым и случайный всплеск чистой слепой благодарности за то, что мы оказались здесь.
Мальчик и его собака. Фотограф Майрон Дэвис.
Чарльз Буковски, поэт:
Те, кто верит в Бога, уже получили ответы на все большие вопросы. Но для тех из нас, кто не может принять формулу Бога, эти ответы вовсе не высечены на камне. Мы приспосабливаемся к новым условиям и открытиям. Мы податливы. Любовь не нуждается в указаниях или вере. Я сам себе Бог.
Мы здесь, чтобы развенчать учения церкви, государства и нашей образовательной системы.
Мы здесь, чтобы пить пиво.
Мы здесь, чтобы убить войну.
Мы здесь, чтобы использовать все шансы и жить настолько хорошо, что Смерть дрогнет, когда придет нас забирать.
Мы здесь, чтобы прочитать слова всех этих мудрых мужчин и женщин, которые скажут нам, что мы здесь по разным причинам — и по одной и той же причине.
Джон Кейдж, авангардный композитор:
Не «почему». Просто здесь.