Мини-чат
Авторизация
Или авторизуйтесь через соц.сети
18
Evrocot
На uCrazy 9 лет 8 месяцев
Интересное

Как праздновали Пасху в СССР

Если религия — опиум, то Пасха — его супердоза, считала советская власть, не давая народу отмечать главный христианский праздник. На борьбу с церковью в Союзе уходили миллиарды рублей, тонны бумажных отчетов и неизмеримое количество человеко-часов. Но стоило коммунистической идее дать сбой, как куличи и крашеные яйца тут же выбрались из подполья…

Как праздновали Пасху в СССР

Танцы, чучела, спектакли


Свободу антирелигиозной про­­­па­­ганды провозгласили в 1929 году. Церкви обложили налогом; если община выплачивала его, то добавляли второй, третий… И так до тех пор, пока бремя не становилось непосильным и храм не закрывали.

«При этом община сама должна была послать наверх обращение трудящихся с просьбой ликвидировать храм, — рассказывает историк Олеся Стасюк. — Из материалов госархива видно, что все подобные заявления обычно были написаны одним почерком или, например, часть документов дублировала один вариант текста, а часть — второй, как под копирку».

Как праздновали Пасху в СССР


Из многих освободившихся храмов попросторнее устраивали клубы. По словам историка, бывали случаи, когда молодежь не могла заставить себя ходить туда на гульки, и тогда местные функционеры буквально заставляли девчат танцевать в церкви в присутствии партверхушки. Кого замечали на всенощной или с крашенками, могли выгнать с работы или исключить из колхоза, и семье приходилось туго.

«Страх так укоренился, что даже малыши осторожничали и знали: о том, что дома пекли куличи, рассказывать нельзя, — говорит Стасюк. — В голодные годы, как свидетельствуют старожилы, бывало, на всю семью варили всего одно яичко и делили. Многие просто сидели дома и горевали, что в такой день ни в церковь сходить, ни отпраздновать нельзя».


Как разговлялись


В ­1930-м выходной из-за Пасхи перенесли с воскресенья на четверг, чтобы праздник стал рабочим днем. Когда эта практика не прижилась, горожан стали выгонять на ленинские субботники, воскресники и массовые шествия с чучелами священников, которые потом сжигали.



Карикатура «Каждому свое…» из книги «Евгений Шукаев. Карикатуры», 1965 год


К этому дню, по словам Стасюк, приурочивали антипасхальные лекции: детям рассказывали, что пасхальные гуляния плодят пьяниц и хулиганство. Колхозные бригады старались отправить на работу подальше в поле, а детей забирали на выездные экскурсии, за игнорирование которых родителей вызывали в школу. А в Страстную пятницу, время глубокой скорби у христиан, для школьников любили устраивать танцы.


Своя свадьба


Сразу после революции большевики начали бурную деятельность по замене религиозных праздников и обрядов новыми, советскими.

«Внедрялись так называемые красные крестины, красные Пасхи, красные карнавалы (те, что со сжиганием чучел), которые должны были отвлекать народ от традиций, иметь понятную ему форму и идейное содержание, — рассказывает религиовед Виктор Еленский. — Опирались на ленинские слова о том, что церковь заменяет людям театр: мол, дайте им спектакли, и они воспримут большевистские идеи».



СМИ боролись с религией всеми доступными им методами

Красные Пасхи, правда, просуществовали только в 20-30-х — уж слишком откровенную пародию представляли они собой.



Сквозь болота


Но партийная антирелигиозная комиссия сдаваться не собиралась. В конце 40-х в семьях предпраздничные приготовления все еще держали в тайне, говорит историк Петр Бондарчук.

«Когда в полночь из церкви выходил крестный ход, его уже поджидали: учителя высматривали школьников, а районные представители — местную интеллигенцию, — приводит он пример из свидетельств участников тех событий. — Исповедоваться к празднику научились заочно: записку со списком прегрешений человек передавал священнику через связных, а тот в письменной форме отпускал их или накладывал епитимию».



Поскольку действующих храмов оставались единицы, поход на всенощную превращался в целое паломничество. Из отчета уполномоченного Верховного Совета по делам религий в Запорожской области Б. Козакова:

«Мне довелось наблюдать, как в темную ночь под ливнем на расстоянии почти 2 км до Велико-Хортицкой церкви в грязи, болоте буквально пробирались старики с корзинками и сумками в руках. Когда их спрашивали, зачем они в такую непогоду мучают себя, отвечали: “Это не муки, а радость — идти в церковь на святую Пасху…”»


В 40-е и после


Всплеск ре­­лигиозности случился во время войны, и, как ни странно, граждан почти не преследовали.

«Сталин в своем выступлении в связи с началом Великой Отечественной даже обратил­­ся к народу на церковный лад — “братья и сестры!”. А с 1943-го Московский патриархат уже активно использовался на внешней политической арене для пропаганды», — отмечает Виктор Еленский.

Агрессивное высмеивание и сжигания чучел откинули как слишком брутальные, верующим отвели этакое гетто для тихого отмечания праздника, а остальных граждан планировали не­навязчиво занимать в пасхальные дни.



Советский антирелигиозный плакат


«На атеистическую пропаганду в СССР выделяли огромные деньги; в каждом районе ответственные люди отчитывались о принятых антипасхальных мерах, — рассказывает религиовед. — В свойственной Советам манере от них требовали, чтобы каждый год число посетителей церкви было ниже, чем в преды­дущем».

Божья кара


Пенсионерка Мария Гуцал и спустя 70 лет охает, вспоминая, как ее «пропечатали» в школьной стенгазете: ходила святить вербу, а «добрые люди» доложили кому надо.

В понедельник после Пасхи педагоги проверяли руки у детей: если замечали следы от крашеных яиц — были проблемы.

«Перед праздником хозяйкам было ни хату побелить, ни холодец сварить из-за совхозных субботников, особенно если Пасха совпадала с майскими праздниками, — вспоминает она. — Как-то директор молокозавода в Святое Воскресенье заставил рабочих чистить площадь под первомайскую демонстрацию, хоть люди и упрашивали перенести уборку. Жена его вскоре родила ребенка-калеку, и все говорили — Бог наказал».



А Николай Лосенко рассказывает, что, забрав церковь в его родном селе под клуб, использовать ее не смогли: крутят кино — звук такой, что ничего не разобрать; включат музыку — одни завывания.

«Это теперь ясно, что в стенах храма были резонаторы, пустотелый кирпич, чтобы от хорового пения эхо шло. А тогда судачили, что это церковь мстит», — поясняет он.


Начеку


Общественность не давала верующему люду покоя. Даже октябрят инструктировали перевоспитывать несознательных родственников, иначе — выговоры и испорченные характеристики. Чтобы вовремя «пресечь и искоренить», райкомы с парткомами командировали на всенощные бдения в компанию к бабушкам свои рейды.

Заслоны из педагогов, оцепления комсомольцев, отряды дежурных дружинников всю ночь зевали под церквями, вылавливая в толпах воспитанников и коллег.

«В конце 70-80-х молодежи войти в церковь на Пасху было нельзя — милиция окружала, — вспоминает настоятель Свято-Успенской церкви села Семенивка отец Иоанн. — Чтобы учителя не взяли “на список”, ездили на службу в чужие села, где нас никто не знал. А стал постарше — вызывали на ковер и ставили на вид».



Дружинники. Отлавливали верующих возле церквей


Чтобы удержать народ дома в святую ночь, власти делали ему неслыханный подарок — давали телеконцерты «Мелодии и ритмы зарубежной эстрады» и прочие редкости.

«Слыхал от старших: раньше у церкви ставили на ночь оркестр, играли похабные спектакли, выставляя дьяконов и батюшек пьяницами и крохоборами», — рассказывает Николай Лосенко.

А в родном селе сына священника Анатолия Полегенько ни одна всенощная не обходилась без музыкального фона. В центре села храм соседствовал с клубом, и, как только прихожане выходили с крестным ходом, на танцах громче прежнего гремела веселая музыка; заходили обратно — звук приглушался.

«Доходило до того, что перед Пасхой и с неделю после родители яиц в доме не держали вообще — ни сырых, ни вареных, ни белых, ни красных, — говорит Полегенько. — До войны отец был вынужден уходить подальше в поле и в одиночестве исполнял пасхальные песнопения».


Для галочки


Ближе к перестройке борьба режима с религией становилась профанацией. Адекватные “контролеры” никого не карали, но играли роль до конца.

«Учителя вели беседы про “поповский мрак” чисто для проформы, за крашенки могли разве по-отечески пожурить, — говорит Лосенко. — Они и председатель вместе с сельсоветом и куличи пекли, и детей крестили, просто не афишировали это».



Отец Витольд тоже начинал учителем. В первое же школьное Рождество поступила директива патрулировать село в поисках колядников.


«Разбились мы по компаниям, ходим по улицам. Пока никто не видит — шмыгнули к одному коллеге домой, “поколядовали”, потом быстрой перебежкой к другому. И так весь день, да так, чтоб не попасться на глаза колядующим ученикам: надо было делать строгий вид, а то выставят со скверной характеристикой”, — делится Левицкий.

Бывшему комсомольцу Анд­рею Ващуку лично довелось в 80-х ходить в дежурном патруле в ночь на Пасху.

«Никого мы не ловили: просто отстаивали службу и утром христосовались, как все, — признается он. — А дежурные педагоги могли так “разговеться” под церковью, что еле ноги волокли».

Пожалуйста оцените статью и поделитесь своим мнением в комментариях — это очень важно для нас!

все теги
Поддержать uCrazy
Комментарии14
  1. DiMan_Scorpion
    На uCrazy 13 лет 8 месяцев
    А сейчас опять людей в рабское ярмо загоняют...
  2. Nachtwandler
    На uCrazy 18 лет 5 месяцев
    Сами сказки сочиняю , сами верят. Яйца луковой шелухой красят - какие следы такая краска оставить может? Остальное аналогичный антиисторический бред.
  3. БАЯНЫ-ЗЛО
    На uCrazy 8 лет 9 месяцев
    Надеюсь больше никакая власть не попытается!
  4. Tataram
    На uCrazy 17 лет 6 месяцев
    "Цивилизация достигнет рассвета лишь в тот день, когда последний камень последнего храма рухнет на голову последнего жреца."
  5. johnbest
    На uCrazy 13 лет 9 месяцев
    самой смешное что истинно верующих там 1 процент. А остальные получают в копилочку грех лицемерия.
  6. Карт-Бланш
    На uCrazy 15 лет 11 месяцев
    Варга на них нет.
  7. agat44
    На uCrazy 14 лет 1 месяц
    ЗАО РПЦ не одобряет ranting
    а бабки верующих не облагаемые налогом идут лично БОГУ по безналу по свифту
  8. Странник
    На uCrazy 12 лет 2 месяца
    не помню я чтото облав в 70-е ...кто хотел тот ходил..а основном всем было пофиг!
  9. Князь тишины
    На uCrazy 7 лет 3 месяца
    Только полнейший долбоёб поверит в эту шнягу!
  10. Alezan
    На uCrazy 17 лет 1 день
    Христос Воскресе, нехристи!.. lol
  11. ALEX-13
    На uCrazy 8 лет 11 месяцев
    Шшшш........ ллллл.ак!
  12. Solo-man
    На uCrazy 9 лет 2 месяца
    М-да... В комментах собрались одни нехристи, оно так всегда бывает: когда говорят о святом бесы пляски заводят...
  13. Ksandr Morg
    На uCrazy 8 лет 2 месяца
    Ну, скажем так... Государство не должно ни поддерживать РПЦ, и не должно гасить её, просто обрубить нахрен финансирование и всё. Если люди хотят верить-пусть верят, только не надо всё это пиарить, освящать всякие корабли-церкви, вливать огромные бабки на развитие христианства и ислама в стране. В Японии миллиарды вкидывают на развитие робототехники и биоинженерии, а в России на развитие христианства, а ещё больше вообще чужеродной религии-ислама... Охренеть у нас страна, не так ли?!
  14. Tataram
    На uCrazy 17 лет 6 месяцев
    Цитата: Ksandr Morg
    Ну, скажем так... Государство не должно ни поддерживать РПЦ, и не должно гасить её, просто обрубить нахрен финансирование и всё. Если люди хотят верить-пусть верят, только не надо всё это пиарить, освящать всякие корабли-церкви, вливать огромные бабки на развитие христианства и ислама в стране. В Японии миллиарды вкидывают на развитие робототехники и биоинженерии, а в России на развитие христианства, а ещё больше вообще чужеродной религии-ислама... Охренеть у нас страна, не так ли?!

    Государство должно заниматься просветительством, подтягивать уровень культуры и знания граждан до такого уровня чтобы человек без всяких там запретов смотрел на служителей и последователей культа как на говно! Как на мошенников и идиотов!

{{PM_data.author}}

{{alertHeader}}