Нефертити, или рожать лучше сыновей
6 декабря 1912 года, германским археологом Людвигом Борхардтом был обнаружен уникальный бюст царицы Нефертити, которая с тех пор стала одним из символов красоты и изысканности. «Описывать её бесполезно, - писал Борхардт на следующий день, - это надо видеть!».
Борхардт тогда руководил раскопками в эль-Амарне – местности в Среднем Египте, где в древности находился город Ахетатон, столица знаменитого фараона Аменхотепа IV (позднее Эхнатона) и его главной супруги царицы Нефертити. Бюст лежал лицом вниз без инкрустации второго глаза, в развалинах мастерской царского скульптора Тутмоса. Согласно общепринятой сегодня в египтологии гипотезе он являлся скульптурной моделью, а не культовым предметом, то есть был изготовлен на основе гипсовой маски, снятой непосредственно с лица Нефертити, и имеет огромное сходство с живой царицей.
У каждого египетского царя было множество жен, однако разница в статусе между «великой царской супругой» и «малыми царскими супругами» была колоссальна. Нефертити, став главной женой, затмила остальных жен фараона. Легенды рассказывают, что никогда ранее Египет не порождал такой красавицы. Её называли «Совершенная»; её лицо украшало храмы по всей стране.
Сам Эхнатон называл свою жену «усладой своего сердца» и желал ей жить «вечно-вековечно». В папирусе, где записано поучение о семье мудрого фараона, повествуется об идеальном семейном счастье царственной четы до самой смерти. А в египетском искусстве появляются произведения, которых никогда не было до этого – сцены живо демонстрирующие чувства царственных супругов.
На одном из рельефов, обнаруженных в Ахетатоне, запечатлено как Эхнатон нежно обнимает и целует Нефертити в уста. Наверное это первое любовное изображение в истории искусства.
Но была проблема – Нефертити исправно рожала от супруга детей, но все они были дочерьми, а Эхнатон маниакально хотел сына – наследника престола. Вероятно смерть на 12-ом году правления Эхнатона одной из дочерей царственной четы – принцессы Макетатон и стала толчком к разрыву отношений: довольно скоро Нефертити пропадет с исторической арены.
Начиная с 15-го года правления Эхнатона все упоминания о Нефертити исчезают: имя Нефертити не упоминается, как это было ранее, рядом с именем фараона. Кроме того были найдены таблички с иероглифами, на которых рядом с именем Эхнатона имя Нефертити было тщательно затерто. Затем появились и более удивительные находки: известковая фигура дочери Нефертити с уничтоженным именем матери, профиль самой царицы с залепленным краской царским головным убором. Это могло быть совершено только по указу фараона – супруги «разбежались».
В это же время рядом с именем Эхнатона появляется имя его новой главной жены Кийа. Вероятно, Кийа была матерью принцев Сменхкара и Тутанхамона, ставших впоследствии мужьями старших дочерей Эхнатона и Нефертити.
Юное лицо, широкие скулы, правильные дуги бровей, пухлые губы. Лицо, привлекательные лишь обаянием молодости.
А изгнанная из царских покоев мужа, Нефертити доживала свой век во второстепенном загородном дворце, и как именно она закончила свои дни достоверно неизвестно. Ее мумия не найдена, факт захоронения в летописи не вошел.
Еще одна из статуй, обнаруженных в мастерской скульптора Тутмеса, показывает Нефертити на склоне лет. Это все то же прекрасное лицо, но уже с отпечатком усталости от прожитых лет. Идущая царица одета в облегающее платье, её утратившая свежесть молодости фигура принадлежит уже не юной красавице, а матери шести дочерей.
Но в памяти человечества Нефертити навеки останется величественной, женственной и прекрасной. Вот такой, примерно.
Французские археологи так восстановили облик египетской царицы
Но на всякий случай, женщины, рожайте своим мужьям сыновей раз они этого так хотят. А то, согласитесь, история с Нефертити так нехорошо закончилась скорее всего именно поэтому…