Как меняли царей четыре тысячи лет назад
Должность царя возникла в глубокой древности, около 10 000 лет назад, и появилась она у земледельческих племён. Кочевым пастушеским или охотничьим племенам царь был не нужен – все вопросы могли решить самые опытные пастухи и охотники, старейшины племени. Этнографы давно обратили внимание на то, что сохранившиеся до наших дней охотничьи и скотоводческие племена никогда не избирали себе «царей». Носителями власти в таких племенах является совет старейшин, иногда к нему добавляется вождь – как самый авторитетный и уважаемый воин. Но вождь – это не царь!
Для чего же понадобились цари земледельческим цивилизациям? Дело в том, что земледельцы зависят от природных условий намного острее охотников или скотоводов. Охотники и скотоводы – кочевники, если в какой-то местности становилось мало дичи или скот вытаптывал траву, племя просто откочёвывало в другую местность, с лучшими условиями. А земледельцы – это оседлые племена, строящие постоянные деревни и города. Засуха, дождливое лето, заморозки, нашествие насекомых или грызунов – катастрофа! Гибнет урожай, приходит голод, болезни, смерть...
Древним земледельцам всё это, само собой, представлялось «волей богов». И вот тогда-то и возникла должность царя – то есть мистического посредника, живого воплощения бога на земле. Царь был олицетворением Солнца, некоей таинственной «животворной силы», дающей земле возможность приносить хороший урожай. Древнейшие цари окружались огромным почётом, жили в роскоши и богатстве – но... Как только царь начинал стареть и слабеть, это (по представлениям древних) грозило неурожаем и всяческими бедами. Тогда старого царя (со всем уважением) приносили в жертву, и избирали нового.
В Древнем Египте существовал особый праздник, который назывался «хеб-сед», или «праздник бега». Спустя 30 лет своего царствования фараон на глазах у народа должен был совершить ритуальный забег на скорость (возможно, были и другие «физкультурные нормативы», мы этого не знаем) – чтобы подтвердить свою силу и ловкость. Затем «хеб-сед» должен был повторяться каждые 3 года. Считалось, что «хеб-сед» возвращает фараону силы и возрождает его – а вместе с ним и плодородие земли; этнографы и археологи, однако, утверждают, что в глубокой древности этот праздник был не формальным, а самым настоящим испытанием, которое могло закончиться торжественным убийством одряхлевшего царя. Не сдал «нормативы»? Ослаб? Извини, ваше величество, пора на выход...
А в Древнем Междуречье возник другой обычай – действующий царь на время отказывался от власти, и сажал на трон вместо себя «ложного» или «новогоднего» царя, обычно из простолюдинов. Целый месяц «счастливчика» всячески оберегали, развлекали, кормили изысканными яствами, одевали в лучшие одежды, но в праздник Нового года приносили в жертву. А старый царь, «обманув богов», благополучно возвращался на трон. Хотя бывали и поистине анекдотические случаи, когда «обман» не удавался. В 1861 году до нашей эры в городе-государстве Исине местный Царь Эрраимитти «отказался от власти» и посадил на трон вместо себя простого садовника Энлилбани. Однако, как написано в древних текстах, хитрый Эрраимитти «сидя у себя во дворце, подавился горячей кашей и умер», а садовник Энлилбани захватил власть и царствовал в Исине ещё 35 лет!
Древним земледельцам всё это, само собой, представлялось «волей богов». И вот тогда-то и возникла должность царя – то есть мистического посредника, живого воплощения бога на земле. Царь был олицетворением Солнца, некоей таинственной «животворной силы», дающей земле возможность приносить хороший урожай. Древнейшие цари окружались огромным почётом, жили в роскоши и богатстве – но... Как только царь начинал стареть и слабеть, это (по представлениям древних) грозило неурожаем и всяческими бедами. Тогда старого царя (со всем уважением) приносили в жертву, и избирали нового.
В Древнем Египте существовал особый праздник, который назывался «хеб-сед», или «праздник бега». Спустя 30 лет своего царствования фараон на глазах у народа должен был совершить ритуальный забег на скорость (возможно, были и другие «физкультурные нормативы», мы этого не знаем) – чтобы подтвердить свою силу и ловкость. Затем «хеб-сед» должен был повторяться каждые 3 года. Считалось, что «хеб-сед» возвращает фараону силы и возрождает его – а вместе с ним и плодородие земли; этнографы и археологи, однако, утверждают, что в глубокой древности этот праздник был не формальным, а самым настоящим испытанием, которое могло закончиться торжественным убийством одряхлевшего царя. Не сдал «нормативы»? Ослаб? Извини, ваше величество, пора на выход...
А в Древнем Междуречье возник другой обычай – действующий царь на время отказывался от власти, и сажал на трон вместо себя «ложного» или «новогоднего» царя, обычно из простолюдинов. Целый месяц «счастливчика» всячески оберегали, развлекали, кормили изысканными яствами, одевали в лучшие одежды, но в праздник Нового года приносили в жертву. А старый царь, «обманув богов», благополучно возвращался на трон. Хотя бывали и поистине анекдотические случаи, когда «обман» не удавался. В 1861 году до нашей эры в городе-государстве Исине местный Царь Эрраимитти «отказался от власти» и посадил на трон вместо себя простого садовника Энлилбани. Однако, как написано в древних текстах, хитрый Эрраимитти «сидя у себя во дворце, подавился горячей кашей и умер», а садовник Энлилбани захватил власть и царствовал в Исине ещё 35 лет!
Комментариев пока нет