Как в русском языке возник мат
Представить родной язык без крепких слов нереально. Но откуда они взялись вообще? Есть много любопытных версий. Согласно одной, обсценная лексика появилась из слов, которые раньше были общепринятыми. А потом, в силу появления этикета или же распространения норм поведения из слоёв высшего общества на все остальные, стали табуированными.
Есть и другая версия: якобы матерные слова начали использоваться среди наших предков с приходом татаро-монгольского ига. Откуда взялась эта версия – до конца не очень понятно, но критики она не выдерживает никакой:
* В тюркских языках просто нет слов, от которых могла бы образоваться нецензурная лексика.
* Более того, в современных тюркских языках мат – русского происхождения. То есть процесс был несколько обратным.
* Мат в берестяных грамотах встречается ещё в XI веке. Одним словом, когда о татаро-монгольском иге никто и слыхом не слыхивал.
В общем, нецезурные слова нам никто не "завёз". Они исконно наши. Но откуда они взялись? Почему часть языка стала "запретной"?
Мата могло бы и не быть, если бы не христианство
Если внимательно проанализировать мат, то можно обнаружить, что большинство составляющей его лексики так или иначе имеет отношение к половым органам или к процессу зачатия детей. Древние славяне ещё до прихода христианства не видели в этом ничего “такого”. Напротив, они желали здорового потомства и часто о нём молились.
Между прочим, одну из языческих мелких богинь звали на славянском «Блѫдъ». После прихода христианства богиня, как это нередко бывает, превратилась в демона похоти. Правда, не все согласны с такой интерпретацией, но факт есть факт: Блуд – это мифический персонаж. А стал в итоге основой для формирования ругательства.
После христианизации священники пришли в ужас от распущенных нравов наших предков. В итоге вскоре слова языческой культуры начали восприниматься как что-то неприличное. И вместе с тем многие использовали их, чтобы показать сопротивление светским и духовным властям, своё стремление не подчиняться. Так что мат “в народе” прижился. Впрочем, немало этому процессу способствовали и сами церковники, как ни парадоксально.
Священники разговаривали матом, чтобы быть ближе к народу
Проповеди должны были быть ёмкими, понятными и красочными, чётко доносящими основные мысли до народа. Поэтому церковники при изобличении разных "нехороших" людей и их поведения часто использовали обсценную лексику. Простому народу так нередко оказывалось и доходчивее, и понятнее. В XVII нередко крепкие словечки звучали прямо во время чтения проповедей.
Власти тоже вложили свою лепту
Пётр I тоже не видел ничего особо крамольного в том, чтобы приложить кого-нибудь крепким словцом. Причём в некоторых документах он так и себя характеризовал. Между прочим, часть исторических свидетельств из-за этого находятся в ограниченном доступе. Многое читать без переводчика сложно, причём дело вовсе не в устаревании лексики, а в уровне владения матом. Неподготовленная аудитория может многое попросту не понять.
Пушкин
Ненормативную лексику активно использовали и поэты – для придания своей речи образности и выразительности, конечно же. А ещё – для словесной расправы с теми, кто им чем-то не угодил. Особенно преуспел в этом Пушкин, который вообще отличался на редкость злым словом, когда речь заходила о тех, кто его раздражал. А с великого поэта начали брать пример и другие.
Одновременно с этим в XIX веке окончательно укоренилось отношение к мату как к речи, которая подлежит жесткой цензуре. И с тех пор традиция использования такой лексики для выражения сильных чувств или для обличения кого-то сохранилась. Впрочем, как и практика цензуры.
* В тюркских языках просто нет слов, от которых могла бы образоваться нецензурная лексика.
* Более того, в современных тюркских языках мат – русского происхождения. То есть процесс был несколько обратным.
* Мат в берестяных грамотах встречается ещё в XI веке. Одним словом, когда о татаро-монгольском иге никто и слыхом не слыхивал.
В общем, нецезурные слова нам никто не "завёз". Они исконно наши. Но откуда они взялись? Почему часть языка стала "запретной"?
Мата могло бы и не быть, если бы не христианство
Если внимательно проанализировать мат, то можно обнаружить, что большинство составляющей его лексики так или иначе имеет отношение к половым органам или к процессу зачатия детей. Древние славяне ещё до прихода христианства не видели в этом ничего “такого”. Напротив, они желали здорового потомства и часто о нём молились.
Между прочим, одну из языческих мелких богинь звали на славянском «Блѫдъ». После прихода христианства богиня, как это нередко бывает, превратилась в демона похоти. Правда, не все согласны с такой интерпретацией, но факт есть факт: Блуд – это мифический персонаж. А стал в итоге основой для формирования ругательства.
Богиня Блѫдъ
После христианизации священники пришли в ужас от распущенных нравов наших предков. В итоге вскоре слова языческой культуры начали восприниматься как что-то неприличное. И вместе с тем многие использовали их, чтобы показать сопротивление светским и духовным властям, своё стремление не подчиняться. Так что мат “в народе” прижился. Впрочем, немало этому процессу способствовали и сами церковники, как ни парадоксально.
Священники разговаривали матом, чтобы быть ближе к народу
Проповеди должны были быть ёмкими, понятными и красочными, чётко доносящими основные мысли до народа. Поэтому церковники при изобличении разных "нехороших" людей и их поведения часто использовали обсценную лексику. Простому народу так нередко оказывалось и доходчивее, и понятнее. В XVII нередко крепкие словечки звучали прямо во время чтения проповедей.
Власти тоже вложили свою лепту
Пётр I Алексеевич, прозванный Великим – последний царь всея Руси и первый Император Всероссийский.
Пётр I тоже не видел ничего особо крамольного в том, чтобы приложить кого-нибудь крепким словцом. Причём в некоторых документах он так и себя характеризовал. Между прочим, часть исторических свидетельств из-за этого находятся в ограниченном доступе. Многое читать без переводчика сложно, причём дело вовсе не в устаревании лексики, а в уровне владения матом. Неподготовленная аудитория может многое попросту не понять.
Пушкин
Ненормативную лексику активно использовали и поэты – для придания своей речи образности и выразительности, конечно же. А ещё – для словесной расправы с теми, кто им чем-то не угодил. Особенно преуспел в этом Пушкин, который вообще отличался на редкость злым словом, когда речь заходила о тех, кто его раздражал. А с великого поэта начали брать пример и другие.
Одновременно с этим в XIX веке окончательно укоренилось отношение к мату как к речи, которая подлежит жесткой цензуре. И с тех пор традиция использования такой лексики для выражения сильных чувств или для обличения кого-то сохранилась. Впрочем, как и практика цензуры.
Пожалуйста оцените статью и поделитесь своим мнением в комментариях — это очень важно для нас!
Комментарии1