Во что верили первые Homo Sapiens?
Негативные изображения человеческих рук в пещере Куэва-де-лас-Манос, возраст которых составляет 13000—9500 лет.
Считается, первые признаки появления религии у древнего человека относятся к эпохе среднего палеолита. Вера формировала картину мира, помогала справиться с психологическим напряжением и объединяла людей.
В науке превалирует мнение, что именно религия стала двигателем эволюции, способствовала умственному и социальному развитию.
Однако, во что верили жители палеолита и, как ученые смогли это выяснить?
Из глубины веков
Причинами, позволившими предположить наличие у древних людей религии, стали погребальные обряды.
Правда, сказав, что вера у человека появилась в среднем палеолите, мы немного слукавили. Первые погребальные традиции зафиксированы у неандертальцев – параллельной ветке эволюции рода Homo Sapiens, 100 тысяч лет назад.
К слову, ряд ученых оспаривают эту точку зрения, называя обряды неандертальцев не верой в жизнь после смерти, а попыткой защитить тело от хищников. Соплеменнику придавали позу эмбриона, покрывали его благоухающими цветами, заваливали камнями и замуровывали могилу в пещере.
Что касается Homo Sapiens, конкретно кроманьонцев, то здесь погребальные обычаи зафиксированы не раньше 40 тысяч лет – в позднем палеолите.
Погребали человека там, где он жил. Захоронив сородича, племя покидало стоянку и искало себе новую.
Могилами служили небольшие углубления в земле, которые выстилали шкурами. Тело обкладывали лопатками и челюстями мамонта, посыпали охрой. Рядом складывались украшения, оружие, различная утварь и мясо. Захоронение засыпалось глиной.
Во что верили в каменном веке?
Религией древности был преанимизм – ранняя стадия развития анимизма, вера в существование духов.
Мир, в сознании первобытного общества, населялся Духами – добрыми и злыми, большими и малыми. Свой дух был у неба, леса, озера, у различных предметов и даже камней.
Всё на свете представлялось живым и разумным. С духами можно было общаться, просить защиты или помощи. Любой предмет, например копье, при определенном обращении, мог наделить хозяина сверхъестественной силой и поспособствовать удачной охоте.
Таким образом, природные явления происходили не просто так, а исходя из замыслов Духов. Дождь идет, потому что Дух неба плачет, нога ушиблена из-за вредного Духа камня, болезнь вызвана злым Духом леса и т.д.
Смерть, вероятнее всего, рассматривалась как освобождение Духа человека. Души предков почитались. Считалось, что они незримо присутствовали рядом и помогали потомкам.
Несмотря на примитивность религиозных взглядов, анимизм позволял человеку найти свое место в природе, формировал систему ценностей и придавал смысл происходящим явлениям.
Однако, во что верили жители палеолита и, как ученые смогли это выяснить?
Из глубины веков
Причинами, позволившими предположить наличие у древних людей религии, стали погребальные обряды.
Правда, сказав, что вера у человека появилась в среднем палеолите, мы немного слукавили. Первые погребальные традиции зафиксированы у неандертальцев – параллельной ветке эволюции рода Homo Sapiens, 100 тысяч лет назад.
К слову, ряд ученых оспаривают эту точку зрения, называя обряды неандертальцев не верой в жизнь после смерти, а попыткой защитить тело от хищников. Соплеменнику придавали позу эмбриона, покрывали его благоухающими цветами, заваливали камнями и замуровывали могилу в пещере.
Что касается Homo Sapiens, конкретно кроманьонцев, то здесь погребальные обычаи зафиксированы не раньше 40 тысяч лет – в позднем палеолите.
Погребали человека там, где он жил. Захоронив сородича, племя покидало стоянку и искало себе новую.
Могилами служили небольшие углубления в земле, которые выстилали шкурами. Тело обкладывали лопатками и челюстями мамонта, посыпали охрой. Рядом складывались украшения, оружие, различная утварь и мясо. Захоронение засыпалось глиной.
Во что верили в каменном веке?
Религией древности был преанимизм – ранняя стадия развития анимизма, вера в существование духов.
Мир, в сознании первобытного общества, населялся Духами – добрыми и злыми, большими и малыми. Свой дух был у неба, леса, озера, у различных предметов и даже камней.
Изображение получеловека-полуживотного эпохи палеолита в Дордони.
Всё на свете представлялось живым и разумным. С духами можно было общаться, просить защиты или помощи. Любой предмет, например копье, при определенном обращении, мог наделить хозяина сверхъестественной силой и поспособствовать удачной охоте.
Таким образом, природные явления происходили не просто так, а исходя из замыслов Духов. Дождь идет, потому что Дух неба плачет, нога ушиблена из-за вредного Духа камня, болезнь вызвана злым Духом леса и т.д.
Смерть, вероятнее всего, рассматривалась как освобождение Духа человека. Души предков почитались. Считалось, что они незримо присутствовали рядом и помогали потомкам.
Несмотря на примитивность религиозных взглядов, анимизм позволял человеку найти свое место в природе, формировал систему ценностей и придавал смысл происходящим явлениям.
Комментариев пока нет