Рыцарские турниры: настоящие законы средневековых арен
Турнир был рыцарским соревнованием или инсценировкой боя в Средние века и эпоху Возрождения (12-16 вв.).
Слово «турнир», или tourney (от старофранцузского torneiement), происходит от глагола со значением «поворачивать коня». Среди обстоятельств возникновения tourney — новая, трудная практика фехтования на копьях, требующая от рыцаря умения управлять конём, отпустив поводья.
Рыцарские турниры часто проводились во время коронаций, бракосочетаний важных персон, рождений, недавних завоеваний; для приветствия послов и лордов; или вообще без особой причины, просто для развлечения.
«Смешались в кучу кони, люди…»
Турниры XII и XIII веков были неупорядоченными. Допускались практически любые виды вооружения, вплоть до луков и арбалетов. Рыцари разделялись на две стороны и бросались друг на друга. Состязания превращались в неконтролируемую жестокую схватку, в которой многие из участников бывали серьёзно ранены или даже убиты. Победитель получал всё вооружение и коня проигравшего соперника. Нередко побеждённый на турнире становился пленником и должен был заплатить за себя выкуп своему победителю.
В подобных полувоенных состязаниях ясно прослеживались основные цели турнира: самоутверждение воина и захват добычи. Но рыцарские турниры, несмотря на боевое оружие и жестокость, всегда были преисполнены проявлениями любезности.
Нужны правила
Многолюдность мероприятия и высокий травматизм во время состязаний привели к необходимости создания правил для участников этих «боевых потех». Считается, что впервые правила рыцарского турнира сформулировал французский феодал Жоффруа де Прейли Анжуйский в 1066 году. Но военизированные состязания подобного рода проводились задолго до 1066 года, в Германии. Уже римский историк Тацит писал о том, что германцы увлекаются зрелищами, напоминающими реальные сражения.
Колтман Клифан в книге «Рыцарский турнир. Турнирный этикет, доспехи и вооружение» приводит правила, которые должны были соблюдаться во время турнира, ссылаясь при этом на хрониста того времени Роджера из Ховедена, доведшего свои записи до 1201 года.
1. Рыцарям-участникам состязания запрещалось оскорбл*ть Всевышнего, империю и короля.
2. Нельзя было отказаться от состязания без уважительной причины.
3. Участнику также предписывалось доказать своё благородное происхождение. За обман, использование фальшивой печати и принесение ложной клятвы участник изгонялся с позором.
4. Не дозволялось словом или делом оскорбл*ть дам и девушек, посягать на честь женщин и девственниц, претендовать на чужую жену.
5. Наказание следовало за посягательство на имущество церкви, женщины, вдовы или сироты.
6. Нельзя было разорять посевы и виноградники местных жителей, вводить новые налоги без разрешения императора.
7. Во время турнира строго приносить товары для торговли.
В жёстких рамках
Состязания рыцарей в конном и пешем единоборстве, а также во всеобщей турнирной битве, устраивали постоянно и повсеместно: и короли, и крупные сеньоры, и простые бароны.
Вначале никто не обращал внимания на родословную участников рыцарских турниров.
На первые состязания являлись молодые, безземельные или холостые мужчины, которые мечтали о славе и подъёме по социальной лестнице, но со временем благородное происхождение стало необходимым условием. Каждый участник должен был подтвердить знатное происхождение в двух поколениях как со стороны матери, так и со стороны отца.
За соблюдением этого правила следили герольды. Эти учёные люди ведали составлением гербов и родословных, вели турнирные книги. Если рыцарь уличался в подделке герба, он не только с позором удалялся с турнира, но также лишался оружия и боевого коня в пользу герольдов.
Также на поединках рыцарю запрещалось умышленно травмировать коня своего врага и целиться в седло. Под запретом были удары ниже пояса, захваты и толчки.
Нельзя было атаковать соперника со спины, нападать на безоружного человека или нападать на рыцаря, с которого слетел его шлем. Нарушителей этих правил признавали проигравшими, им грозила дисквалификация и даже заключение под стражу.
Возможность заработать
Рыцарю, выигравшему состязание, передавали доспехи и лошадь поверженного противника. Иногда побеждённого рыцаря победитель турнира брал в плен. В этом случае неудачнику следовало заплатить за себя выкуп.
Есть сведения, что рыцарь Уильям Маршалл составил себе состояние из выкупов пленённых им рыцарей, «более 103 человек». Граф Филипп Фландрский в 1160-х годах ввёл в практику появляться со своей свитой вооружённым на предварительных турнирах, а затем отказываться присоединиться к схватке до тех пор, пока рыцари не будут истощены и не удастся собрать выкуп.
Постепенно старых традиций отказались. Награду за победу в турнире стали вручать судьи. Участники платили взносы, которые и составляли сумму вознаграждения.
Безопасность и порядок
Постепенно хаос на турнирах сменился поединком, где каждая сторона турнирного быта регламентировалась правилами. Риск ранения и смерти существенно снизился.
В XIII веке впервые появилось особое оружие для турниров. Его называли «куртуазным». Турнирные копья оканчивались тремя зубцами «короной», а мечи специально затуплялись. Рыцари встречались в поединке уже не в чистом поле, а на огороженных частоколом или рвом ристалищах. Ристалища охранялись сержантами, не допускающих посторонних к месту проведения поединка. Теперь за состязаниями слали наблюдать зрители, для которых устроители турниров возводили трибуны.
В 20-е годы XV века по всей Европе распространилось нововведение — барьер «тилт», разделявший конных рыцарей в сшибке на копьях. Сначала тилт устраивали из каната со свисающей с него тканью, затем стали изготавливать загородку высотой около 180 см из дерева. Противники лишились возможности со всех сторон атаковать друг друга, травмировать коленные чашечки и калечить лошадей. Все удары теперь приходились на левую, защищённую щитом, сторону тела. Впрочем, свободные поединки тоже проводились: бои с барьером были лишь альтернативой.
«Но что такое рыцарь без любви?»
К концу XIII века на турниры стали допускать женщин. В этот период под влиянием куртуазных романов в средневековой Европе набрал силу культ Прекрасной Дамы. Возвышенная неразделённая любовь входила в состав рыцарских заповедей.Как правило, дамой сердца избиралась замужняя женщина высокого происхождения. Поклонение титулованной даме поднимало статус бедного рыцаря в обществе.
На этом пути рыцарь проходил несколько стадий. Вначале это был статус «робкого рыцаря», ещё не поведавшего о своих чувствах даме сердца. Затем, открывшись своей избраннице, рыцарь получал статус «молящего». Когда дама допустила рыцаря служить ей, скромный соискатель становился «услышанным». После того как знатная дама одаривала мужчину поцелуем, кольцом и символом (поясом, шарфом, вуалью, он становился её вассалом. Платонические отношения рыцаря и его Прекрасной Дамы воспевали менестрели – певцы, исполняющие песни на стихи поэтов и композиторов (трубадуров).
На турнирах приз именно женщине доверяли наградить победителя. Это могла быть драгоценность или диковинка, к примеру, настоящий лев – живой геральдический символ.
От жестокости к сказке
С развитием военного дела характер турниров постепенно менялся. Если вначале по масштабам и числу участников поединки рыцарей напоминали настоящие сражения, то в эпоху позднего Средневековья они всё больше напоминают спектакли, проводимые по жёстким правилам этикета.
Рыцарские поединки все больше уходили в сторону театрализованных представлений. С XIV века на состязаниях появлялись то рыцари в одеяниях времён короля Артура, то участник в одеянии монаха и в парике с выбритой макушкой, то группа рыцарей, одетых в костюмы Папы Римского и его легатов. В сценариях всё чаще появлялись сказочные мотивы. На турнире в Брюгге, устроенном в 1468 году в честь бракосочетания Карла Смелого с Маргаритой Йоркской, рыцари изображали пастухов. По сюжету турнира принцесса Неведомого Острова обещала подарить свою милость тому, кто победит рыцаря Золотого Дерева и освободит великана, пленённого карликом.
Всё когда-нибудь заканчивается
Турниры были навсегда запрещены во Франции в 1559 году, когда обломок турнирного копья молодого графа Габриэля Монтгомери де Лорж по нелепой случайности отбросил забрало французского короля Генриха II и ранил его. Монтгомери на коленях каялся у ног поверженного противника и просил отрубить ему голову и руку, но Генрих II нашёл в себе силы и повелел не преследовать гвардейца при любом исходе. После травмы щепками копья Генрих лишился глаза, а затем в ране развилось воспаление, лечить которое тогда не умели. Король умер спустя 10 дней после рокового поединка. На этом эпоха турниров во Франции формально завершилась.
В Англии последний рыцарский турнир был официально проведён на свадьбе короля Карла I Стюарта в 1625 году.
Окончательно рыцарские поединки исчезают в XVI веке в связи с приходом на поля сражений регулярных армий и пехоты.
Но рыцарская мораль, унаследованная дворянством, требовала защиты чести в битве с обидчиком. И на смену рыцарским турнирам в конце XVI века пришли дуэли.
Турниры XII и XIII веков были неупорядоченными. Допускались практически любые виды вооружения, вплоть до луков и арбалетов. Рыцари разделялись на две стороны и бросались друг на друга. Состязания превращались в неконтролируемую жестокую схватку, в которой многие из участников бывали серьёзно ранены или даже убиты. Победитель получал всё вооружение и коня проигравшего соперника. Нередко побеждённый на турнире становился пленником и должен был заплатить за себя выкуп своему победителю.
В подобных полувоенных состязаниях ясно прослеживались основные цели турнира: самоутверждение воина и захват добычи. Но рыцарские турниры, несмотря на боевое оружие и жестокость, всегда были преисполнены проявлениями любезности.
Нужны правила
Многолюдность мероприятия и высокий травматизм во время состязаний привели к необходимости создания правил для участников этих «боевых потех». Считается, что впервые правила рыцарского турнира сформулировал французский феодал Жоффруа де Прейли Анжуйский в 1066 году. Но военизированные состязания подобного рода проводились задолго до 1066 года, в Германии. Уже римский историк Тацит писал о том, что германцы увлекаются зрелищами, напоминающими реальные сражения.
Колтман Клифан в книге «Рыцарский турнир. Турнирный этикет, доспехи и вооружение» приводит правила, которые должны были соблюдаться во время турнира, ссылаясь при этом на хрониста того времени Роджера из Ховедена, доведшего свои записи до 1201 года.
1. Рыцарям-участникам состязания запрещалось оскорбл*ть Всевышнего, империю и короля.
2. Нельзя было отказаться от состязания без уважительной причины.
3. Участнику также предписывалось доказать своё благородное происхождение. За обман, использование фальшивой печати и принесение ложной клятвы участник изгонялся с позором.
4. Не дозволялось словом или делом оскорбл*ть дам и девушек, посягать на честь женщин и девственниц, претендовать на чужую жену.
5. Наказание следовало за посягательство на имущество церкви, женщины, вдовы или сироты.
6. Нельзя было разорять посевы и виноградники местных жителей, вводить новые налоги без разрешения императора.
7. Во время турнира строго приносить товары для торговли.
В жёстких рамках
Состязания рыцарей в конном и пешем единоборстве, а также во всеобщей турнирной битве, устраивали постоянно и повсеместно: и короли, и крупные сеньоры, и простые бароны.
Вначале никто не обращал внимания на родословную участников рыцарских турниров.
На первые состязания являлись молодые, безземельные или холостые мужчины, которые мечтали о славе и подъёме по социальной лестнице, но со временем благородное происхождение стало необходимым условием. Каждый участник должен был подтвердить знатное происхождение в двух поколениях как со стороны матери, так и со стороны отца.
За соблюдением этого правила следили герольды. Эти учёные люди ведали составлением гербов и родословных, вели турнирные книги. Если рыцарь уличался в подделке герба, он не только с позором удалялся с турнира, но также лишался оружия и боевого коня в пользу герольдов.
Также на поединках рыцарю запрещалось умышленно травмировать коня своего врага и целиться в седло. Под запретом были удары ниже пояса, захваты и толчки.
Нельзя было атаковать соперника со спины, нападать на безоружного человека или нападать на рыцаря, с которого слетел его шлем. Нарушителей этих правил признавали проигравшими, им грозила дисквалификация и даже заключение под стражу.
Возможность заработать
Рыцарю, выигравшему состязание, передавали доспехи и лошадь поверженного противника. Иногда побеждённого рыцаря победитель турнира брал в плен. В этом случае неудачнику следовало заплатить за себя выкуп.
Есть сведения, что рыцарь Уильям Маршалл составил себе состояние из выкупов пленённых им рыцарей, «более 103 человек». Граф Филипп Фландрский в 1160-х годах ввёл в практику появляться со своей свитой вооружённым на предварительных турнирах, а затем отказываться присоединиться к схватке до тех пор, пока рыцари не будут истощены и не удастся собрать выкуп.
Постепенно старых традиций отказались. Награду за победу в турнире стали вручать судьи. Участники платили взносы, которые и составляли сумму вознаграждения.
Безопасность и порядок
Постепенно хаос на турнирах сменился поединком, где каждая сторона турнирного быта регламентировалась правилами. Риск ранения и смерти существенно снизился.
В XIII веке впервые появилось особое оружие для турниров. Его называли «куртуазным». Турнирные копья оканчивались тремя зубцами «короной», а мечи специально затуплялись. Рыцари встречались в поединке уже не в чистом поле, а на огороженных частоколом или рвом ристалищах. Ристалища охранялись сержантами, не допускающих посторонних к месту проведения поединка. Теперь за состязаниями слали наблюдать зрители, для которых устроители турниров возводили трибуны.
В 20-е годы XV века по всей Европе распространилось нововведение — барьер «тилт», разделявший конных рыцарей в сшибке на копьях. Сначала тилт устраивали из каната со свисающей с него тканью, затем стали изготавливать загородку высотой около 180 см из дерева. Противники лишились возможности со всех сторон атаковать друг друга, травмировать коленные чашечки и калечить лошадей. Все удары теперь приходились на левую, защищённую щитом, сторону тела. Впрочем, свободные поединки тоже проводились: бои с барьером были лишь альтернативой.
«Но что такое рыцарь без любви?»
К концу XIII века на турниры стали допускать женщин. В этот период под влиянием куртуазных романов в средневековой Европе набрал силу культ Прекрасной Дамы. Возвышенная неразделённая любовь входила в состав рыцарских заповедей.Как правило, дамой сердца избиралась замужняя женщина высокого происхождения. Поклонение титулованной даме поднимало статус бедного рыцаря в обществе.
На этом пути рыцарь проходил несколько стадий. Вначале это был статус «робкого рыцаря», ещё не поведавшего о своих чувствах даме сердца. Затем, открывшись своей избраннице, рыцарь получал статус «молящего». Когда дама допустила рыцаря служить ей, скромный соискатель становился «услышанным». После того как знатная дама одаривала мужчину поцелуем, кольцом и символом (поясом, шарфом, вуалью, он становился её вассалом. Платонические отношения рыцаря и его Прекрасной Дамы воспевали менестрели – певцы, исполняющие песни на стихи поэтов и композиторов (трубадуров).
На турнирах приз именно женщине доверяли наградить победителя. Это могла быть драгоценность или диковинка, к примеру, настоящий лев – живой геральдический символ.
От жестокости к сказке
С развитием военного дела характер турниров постепенно менялся. Если вначале по масштабам и числу участников поединки рыцарей напоминали настоящие сражения, то в эпоху позднего Средневековья они всё больше напоминают спектакли, проводимые по жёстким правилам этикета.
Рыцарские поединки все больше уходили в сторону театрализованных представлений. С XIV века на состязаниях появлялись то рыцари в одеяниях времён короля Артура, то участник в одеянии монаха и в парике с выбритой макушкой, то группа рыцарей, одетых в костюмы Папы Римского и его легатов. В сценариях всё чаще появлялись сказочные мотивы. На турнире в Брюгге, устроенном в 1468 году в честь бракосочетания Карла Смелого с Маргаритой Йоркской, рыцари изображали пастухов. По сюжету турнира принцесса Неведомого Острова обещала подарить свою милость тому, кто победит рыцаря Золотого Дерева и освободит великана, пленённого карликом.
Всё когда-нибудь заканчивается
Турниры были навсегда запрещены во Франции в 1559 году, когда обломок турнирного копья молодого графа Габриэля Монтгомери де Лорж по нелепой случайности отбросил забрало французского короля Генриха II и ранил его. Монтгомери на коленях каялся у ног поверженного противника и просил отрубить ему голову и руку, но Генрих II нашёл в себе силы и повелел не преследовать гвардейца при любом исходе. После травмы щепками копья Генрих лишился глаза, а затем в ране развилось воспаление, лечить которое тогда не умели. Король умер спустя 10 дней после рокового поединка. На этом эпоха турниров во Франции формально завершилась.
В Англии последний рыцарский турнир был официально проведён на свадьбе короля Карла I Стюарта в 1625 году.
Окончательно рыцарские поединки исчезают в XVI веке в связи с приходом на поля сражений регулярных армий и пехоты.
Но рыцарская мораль, унаследованная дворянством, требовала защиты чести в битве с обидчиком. И на смену рыцарским турнирам в конце XVI века пришли дуэли.
Комментариев пока нет