Чьи мишки в лесу?
Экскурсоводы Третьяковки любят рассказывать, что медведей на знаменитой картине Шишкина «Утро в сосновом лесу» изобразил другой художник. И даже великая и ужасная википедия это утверждает! Но так ли это на самом деле?

Художники Савицкий и Шишкин дружили. Константин Аполлонович Савицкий был крестным отцом младшего сына Шишкина – Константина. Живописцы состояли в Товариществе передвижных выставок, часто встречались, переписывались, обсуждали сюжеты будущих картин. Но творческие судьбы их сложились по-разному.
Посмотрите на их портреты, живописные и фотографические. Замечаете разницу эмоциональных состояний и характеров? Шишкин «позитивен» – он смотрит на мир с мудрым (на картине) или хитрым, смеющимся (на фото) прищуром. А Савицкий?..

Иван Иванович Шишкин (1833–1898)
Савицкий был «социальным» художником. Социальным – и горьким.

Константин Аполлонович Савицкий (1844–1905)
Вот, например, его картина «Ремонтные работы на железной дороге». Тяжкий подневольный труд под надзором приказчика. Вы бы у себя в гостиной такую повесили?

К.А. Савицкий. Ремонтные работы на железной дороге. 1874
А вот картина «Отец». Что здесь происходит? Готовят ли ребёнка к крещению? Но крещение ребёнка – праздник, где же другие члены семьи? Где крестные, друзья, приглашённые? Почему отец ребёнка один, почему на его лице застыло отрешённое выражение? От картины веет бедой, печалью...

К.А. Савицкий. Отец. 1896
Или вот этюд «Павшая лошадь». Что такое лошадь для крестьянской семьи, объяснять не надо, мы сейчас не в детском журнале. Не на чем пахать или заниматься извозом – пойдёшь в батраки. Купить другую? А продать что для этого? Горе. Никто не заламывает рук и не падает на колени, мужчина стоит, заложив руки за спину и молчит. И женщины не ждут от него слов. Что тут скажешь.

К.А. Савицкий. Павшая лошадь (?)
Ну, а Ивана Ивановича Шишкина мы все знаем. От его картин – благодать разливается в душе. Они приятны. Их с удовольствием покупают. Вот поэтому Шишкин и смотрит на мир с прищуром. Он знает, что нужно людям. Людям нужны приятные впечатления. И в результате – у него есть деньги. А у Савицкого их нет.

И.И. Шишкин. Рожь. 1878

И.И. Шишкин. Туман в сосновом лесу. 1888 г.
И вот почему из четырёх тысяч рублей, полученных от Третьякова за картину «Медвежье семейство в лесу» (так она тогда называлась) Шишкин тысячу отдал другу и куму, Константину Савицкому.
(Кстати, о похожем случае мы рассказывали в статье про историю создания стихотворения «Вот такой рассеянный», помните? Маршак сначала опубликовал его под именем поэта Владимира Пяста, чтобы тот мог получить гонорар. А уже потом, основательно переписав, – под своим собственным...)
Но как же быть с подписью, собственноручно поставленной под картиной Савицким и кем-то зачем-то стёртой?

Подписи под картиной "Утро в сосновом лесу". Ниже подписи Шишкина – затёртая подпись Савицкого
Да тоже очень просто. Шишкин уже шёл к «Утру», доказательством чего служат его «подготовительная» картина «Бурелом». Через год принимается за ещё одну, очень похожую, и приглашает кума в мастерскую посмотреть, какую он «отмахал штуковину». И Савицкий предлагает товарищу на фоне бора написать медведей.
Согласимся, это была гениальная идея! «Без мишек» это была бы одна картина (вполне рядовая, «проходная» и в контексте впечатляющего шишкинского дарования заурядная), а «с мишками» получилась совсем другая. Мега-хит! И Шишкин убеждает друга добавить подпись – как автора идеи «мишек», но не как исполнителя.
А изображал-то их Шишкин сам. Взгляните на эскизы, карандашный и в краске.

Эскизы Шишкина к будущей картине
Выдумки о том, что Шишкина медведей рисовать не сподобил Господь, просто смешны. Будучи пансионером Академии художеств, Шишкин в 1861 году отправился в Мюнхен, где посещал мастерские известных художников-анималистов: Бенно и Франца Адамов. А в 1863 году Шишкин отправляется в Цюрих, где несколько лет берёт уроки у выдающегося швейцарского анималиста профессора Р. Коллера.

На многих картинах Шишкина присутствуют животные и птицы: «Болото, журавли», «Лесная глушь», «Вид в окрестностях Петербурга», «Сосновый бор, Мачтовый лес», «Бычок» и так далее.
Так почему же подпись Савицкого стёрта?
Тоже просто: Шишкин художник модный и дорогостоящий, Шишкин – это «бренд», «фирма». Третьяков отдаёт за картину дикие деньги (четыре тысячи; а крестьянская лошадь, вспоминаем эскиз Савицкого, стоила около ста рублей). И с возмущением видит, что «бренд» испорчен! Рядом с мерседесовской звездой стоит значок Горьковского автозавода!
Третьяков в бешенстве. Он требует скипидару и собственноручно стирает «удешевляющую» подпись Савицкого...
...Мы рассказали эту историю «по-шишкински» бесконфликтно. Но есть и другая точка зрения на происходившее, она принадлежит жене Савицкого, Валерии Дюмулен:
«Константин Аполлонович, работая над картиной «На войну» в мастерской школы Штиглица, далее задумал новую вещь, увлекся страшно, проработал всю ночь и был готов большой эскиз «Медведи в лесу». Зашел Шишкин, вещь ему очень понравилась, и К.А. сказал: «Ну давай работать вместе. Ты лес знаешь лучше меня» (я думаю, что в то время [это] была, пожалуй, первая вещь, которую художники стали писать коллективно ) что, к сожалению, благодаря ревнивому отношению И.И. к своим работам, поселило недоразумение. У И.И. были целые сундуки этюдов леса. Все же, эскиз был сделан К.А. в той же композиции в которой сейчас существует эта картина».
Что на это сказать? В словах жены сквозит понятная обида за мужа. Ведь Шишкин и без «мишек» был успешен, а её муж, тоже прекрасный художник и достойный человек, подаривший Шишкину эту идею, увы, – нет... Что поделать. Таковы уж мы, люди. Мы и сегодня, полтора века спустя, предпочитаем комедии – социальным драмам, а хорошие новости – новостям правдивым.
Но факт остаётся фактом: у картины одна кисть, один исполнитель. А именно: Иван Иванович Шишкин.

И.И. Шишкин. Утро в сосновом лесу. 1889
Комментариев пока нет