Создание музыки с помощью компьютера
С недавних пор (уже целых 4 дня) я начал учиться создавать музыку на компьютере. По-тихонечку буду выкладывать материалы о том, как всё это делается, но, конечно, если вы не будете против :)
Итак, сперва я предлагаю вашему вниманию ознакомительную статью, в которой рассматривается тема создании музыки на компе в общем.
Итак, сперва я предлагаю вашему вниманию ознакомительную статью, в которой рассматривается тема создании музыки на компе в общем.
Создание музыки с помощью компьютера
Сегодня уже никого не удивишь тем, что музыку можно писать, используя домашний компьютер. Для этого достаточно иметь: желание, компьютер (желательно не самый древний), время и самое главное - это терпение. В этой статье я, постараюсь, вам объяснить основы создания музыки, используя компьютер.
Основные понятия.
Для начала я расскажу вам об основных терминах, которые будут использоваться в данном материале, чтобы вам было легче воспринимать информацию.
Итак, начнём:
Sample - (Сэмпл, семпл) - "кусок" аудио-файла.
Loop - (Луп, она же петля) - циклически повторяющийся фрагмент, как правило, состоящий из нескольких семплов, например, партия ударных.
Groove - (Грув) - то же, что и loop. Только обычно под грувом понимают инструментальный аккомпанемент, линию баса и др.
BPM - (Beats Per Minute) - удары в минуту. Это самый распространенный и удобный способ измерения темпа.
Slider, fader - (Слайдер, фэйдер) - регулятор, отвечающий за значение какого-либо определенного параметра - например, громкость, балланс и тп.
PLUG-IN - (Плагин, плугин) - В музыкальном софте это, обычно, дополнение в виде небольшой программы, служащей для обработки звука. В основном пользуются DirectX, VST и Wavelab плагинами, хотя существует еще много всяких малоизвестных форматов.
Sequencer - (Секвенсор) - устройство (в частности - виртуальное) для сведения аудио, видео, MIDI, а иногда всего сразу. Секвенсоры отвечают за синхронизированное воспроизведение нескольких дорожек. Популярные секвенсоры - Cakewalk Pro Audio 9 и CubaseSX.
Synthesizer - (Синтезатор) - это устройство синтезирующее звук :). Первоначально синтезаторы были "железными", потом виртуальными. Способов синтеза буквально десятки, каждый интересен по-своему. Наибольшее распространение получили синтезаторы, работающие по принципу воспроизведения готовых звуков (сэмплов) - sample playback. На ходу они могут быть обработаны огибающими, фильтрами, эффектами и тд. Результат подчас просто потрясающий! В прошлое уходит FM-синтезис (Freq. Modulation - принцип частотной модуляции). Такие синтезаторные чипы, например, до сих пор ставятся на самые дешевые звуковые карты. Возможности его очень скромны - генерируются простейшие волны (синусоидные, пилообразные, пульсирующие) и модулируются друг другом. Лучшее что можно из этого слепить - простенький органчик и бас-барабан для танцевальной музыки.
ADSR - (Огибающая) - важный параметр задания звучания ноты в любых синтезаторах. Это кривая, определяющая во времени продолжительность атаки (Attack), спада (Decay), задержки (Sustain) и окончательного затухания (Release). На самом деле можно описывать звук еще точнее, однако ADSR'а обычно хватает, поэтому он наиболее распространен.
MIDI controller - (MIDI-контроллер) - рассмотрим разные варианты:
1. Устройство, с помощью которого подаются MIDI-сообщения на MIDI-вход карты, звукового модуля, синтезатора и т.д. Примером может служить MIDI-клавиатура.
2. Слайдер, ручка, кнопка на теле MIDI-клавиатуры или иного MIDI-устройства, педаль и вообще, что угодно, подающее по MIDI-интерфейсу команды синтезатору или иному устройству. Примеры - Modulation Wheel, Sustain Pedal, Soft Pedal.
3. Параметр синтезатора, который может принимать значения в каком-то диапазоне (например, 0-127). Каждый синтезатор соответствует определенному стандарту и имеет соответствующий набор таких параметров. Таким образом, в спецификации GM (General MIDI) контроллер с номером 1 отвечает за степень модуляции сигнала, 7 - за громкость MIDI-канала, 64 - за нажатие педали сустейна (Sustain Pedal). Однако в наборе контроллеров синтезаторов формата XG (eXtended General) мы найдем массу других контроллеров, которых нет в GM.
EQ - (Эквалайзер) - устройство коррекции частот сигнала. Сравнительно недавно существовали только в железном виде. С развитием компьютерных технологий стали появляться программно реализованные EQ с большим количеством полос и высокой точностью обработки. Эквалайзеры бывают графические и параметрические. Первые очень похожи на встроенные во многие музыкальные центры EQ, только с большим количеством полос. А с помощью параметрических EQ можно настроиться на нужную полоску и отрегулировать ее уровень.
Compressor - (Компрессор) - устройство, предназначенное для сужения динамического диапазона сигнала. Это очень часто необходимо для избежания перегрузки звукового тракта. Принцип: при превышении сигналом определенного уровня, начинает происходить снижение громкости в определенное число раз, называемое степенью компрессии.
Expander - (Экспандер) - противоположность компрессору. Работает наоборот - расширяет динамический диапазон сигнала. Обработку экспандером логично применить к звуку, списанному с радиопередачи или иного скомпрессированого источника.
Noise gate - (Гейт, ПШ) - устройство подавления шумов (ПШ) в паузах. Как только уровень сигнала становится ниже определенной величины, срабатывает алгоритм занижения уровня на некоторую величину. Нормальные гейты также позволяют установить время на атаку и релиз. То есть подавление и восстановление будут происходить не сразу, а спустя некоторое время.
Надеюсь, вы не слишком утомились, читав эти определения. Сразу вспоминается школьное время, когда заставляли учить всякие правила. Ладно, вернемся к нашей теме...
Принципы создания музыки
Есть два основных принципа создания музыки:
1. Шаблонное создание музыки
2. Создание треков в многодорожечных звукозаписывающих студиях с использованием собственных сэмплов.
Шаблонное создание означает то, что в процессе будут использоваться какие либо шаблоны. Например, готовые сэмплы. Здесь в роли ди-джея себя может представить любой, кто обладает чувством ритма и желанием творить. Программы, которые дают такую возможность – eJay (www.ejay.com), MixMan Studio, AcidLoop, Music Maker (www.magix.net), New Beat Trancemission (www.microforum.com), Beat 2000 (www.aludra.com), Dance Station (www.dancestation.com) и т.д.
Музыку таким образом можно писать в реальном времени и в пошаговом режиме. Одним из самых ярких примеров создания музыки шаблонным методом в реальном времени является программа – MixMan Studio (www.mixman.com).
Эта программа должна понравиться любому человеку, увлекающемуся созданием музыки. Mixman представляет из себя DJ-ский пульт с двумя вертушками на каждой из которых можно разместить до 8 сэмплов или лупов. Можно добавить свои звуки. Во время игры вы не сможете заменять звуки, а из настроек вам будут доступны лишь темп и громкость звука. Освоение программы чем то схоже с освоением новой игрушки. Отсюда можно сделать вывод, что разобраться с ней не составит труда. Собственно принцип игры следующий: вы выбираете 16 лупов одного стиля, например, и начинаете составлять музыку, включая или выключая определенную петлю (loop). Действо это, скажу я вам, очень захватывающее.
Играть музыку в реальном времени, пусть даже на программном синтезаторе в этой статье не рассматривается, т.к. это уже называется выступление в живую. Обычно, если и играют на синтезаторе, то наигранную мелодию, сохраняют в отдельный музыкальный файл и используют уже как сэмпл.
Если сводить готовые сэмплы и закольцованные фрагменты музыки (лупы) в реальном времени для вас слишком сложно, то можно по пробовать это сделать в пошаговом режиме, спокойно расставляя samples и loops, как детали в конструкторе.
Очень популярной в свое время программой такого рода была – Dance Machine, после повышения версии переименованная в eJay studio.
Мы же рассмотрим house-генерацию этой программы.
House eJay. Как и в других версиях eJay, вас ждёт огромное количество сэмплов, около 3000, в стиле House (Deep House, Vocal House, Progressive House, Filtered House, Disco House и Garage). Часть сэмплов сделана DJ Phat`ом и DJ Small`ом.
Особенности:
24 дорожки Sound Mixer в Hi-Fi stereo quality;
Booster и Audio Mixer inc. panorama;
FX Studio;
Vocoder;
Groove Generator c 500 drum grooves;
Time Stretcher;
Music Animator;
В общем, здесь тоже есть с чем по развлечься. Штатный сэмпл можно изменить внутренними средствами так, что он сойдет за свой собственный.
Все сэмплы разбиты по категориям. Для легкости в каждой категории сэмплов определен свой цвет. Это сделано для того, чтобы во время микширования вы смогли различить где у вас играют ударники, а где мелодия. Чтобы сделать музыку в этой программе, кроме желания и возможности конечно, нужно взять сэмпл и перетащить его на одну из дорожек рабочего поля. Можно, например, на первую дорожку разместить четыре одинаковых сэмпла с бочкой. На вторую дорожку четыре сэмпла с хлопками, еще ниже с hit-hat, далее какую-нибудь мелодию и т.д. После чего, нажать на кнопку play. Вы услышите что то, напоминающее музыку :-) В таком духе и делается музыка в eJay. Экспериментируйте!
Создание треков в многодорожечных звукозаписывающих студиях с использованием собственных сэмплов по определению похоже на шаблонное. Отличие от шаблонного создания музыки можно увидеть из названии – это использование своих сэмплов и лупов. Такие программы еще называются – трекеры (от слова track - дорожка). Это, конечно, не означает, что здесь нельзя использовать чужие сэмплы, просто их нет в комплекте с программным продуктом такого рода, т.к. основной упор делается не на развлечение, а на профессиональное создание музыки.
Такая программа позволяет записывать несколько звуковых источников одновременно, т.е. можно сводить несколько треков в один, что в итоге будет называться музыкой. Предпочтения у всех разные, на мой взгляд, очень удобная программа – ACID (www.sonicfoundry.com) от фирмы Sonic Foundry. Кроме нее пользуются популярностью следующие программы: Cool Edit Pro, n-Track, Samplitude Studio и т.д.
У всех у них есть общие черты:
- функция Drug and drop;
- возможность копирования (copy), вырезания (cut) и вставления (paste) музыкального фрагмента.
- Возможность отменить последние изменения (undo)
- Почти все многодорожечные студии имеют возможность накладывать спецэффекты, такие как chorus, flanger, wah-wah, reverb и т.д. У некоторых эта возможность есть только при наличии определенных плагинов.
Рассмотрим, в качестве примера, программу трекер – ACID 4.0.
Основные возможности:
- поддержка звука в формате 5.1 surround;
- Поддержка Vsti и DirectX плагинов;
- Вы можете создавать музыкальные треки из сэмплов и лупов, а также эта программа позволяет накладывать видео. Таким образом в ACID можно даже свой видео клип сделать;
- Нет ограничения на количество дорожек. Этот параметр будет зависеть только от того, сколько в вашем компьютере установлено оперативной памяти;
- поддержка ASIO драйвера (Раньше все звуковые приложения использовали VxD-драйверы, работающие на интерфейсе MME. Музыкальные программы отправляли и принимали команды со звуковой карты не на прямую, а через операционную систему. Компания Steinberg создала стандарт ASIO (Audio Stream Input / Output - "ввод / вывод звукового потока"). В результате: низкая задержка, высокое качество обработки и небольшая загрузка процессора);
- поддержка 16-bit и 24-bit аудио и сэмплирование до 192khz;
- поддержка двух процессоров и двух мониторов;
Сам процесс сведения нескольких треков в один прост, как и в вышерассмотренной программе eJay. Окно ACID разделено на несколько рабочих полей. В одном, собственно треки, в другом папки, в которых у вас размещены сэмплы (на вид напоминает стандартный Проводник). «Тыкнув» по нужному сэмплу, вы можете его прослушать, а потом благодаря drug and drop разместить его на поле для микширования музыки.
Слева, там, где красуются названия, вставленных сэмплов, можно менять разные параметры. Например, если зайти в свойства одного из вставленных сэмплов, то можно поменять его темп, тональность и т.д. Можно дублировать какой-нибудь сэмпл, а потом на одну копию наложить один или несколько спецэффектов, что в итоге вам даст вместо одного сэмпла два различных по звучанию. Это позволяет вам экономить место на жестком диске, т.к. реально сэмпл будет существовать один, но в программе их будет два варианта. Программа имеет одну важную особенность – ее производитель (Sonic Foundry) является автором звукового редактора – Sound Forge. Благодаря этому, ACID и Sound Forge могут работать вместе. Если в Эйсиде вы нажмете на правую кнопку по вставленному сэмплу, то увидите такой пункт всплывающего меню – Edit in Sound Forge. Все плагины, которые вы поставили для одной программы, будут работать и в другой. Более детально разобраться с программой вы можете методом тыка, т.к. ACID очень проста в освоении.
Как и с помощью чего приготовить свои собственные сэмплы и лупы?
Самый простой ответ – это записать через микрофон. Но такой вариант подойдет только для создания сэмпла с вокалом, т.е. вашим или еще чьим-нибудь пением. Правда, после этого надо будет еще убрать шум, наложить разного рода эффекты и т.д. Для редактирования сэмплов, будь то вокал, мелодия, бас или все что угодно, нужна программа, типа Sound Forge, которую я упомянул выше. Такой тип программ называется – аудио редактор. Современные мощные звуковые редакторы умеют записывать аудио CD, конвертировать файлы в различные форматы и т.д. А плагины значительно расширяют сферу их деятельности. Самые яркие представители аудио редакторов – это Sound Forge, WaveLab, Cool Edit Pro, Gold Wave и другие. Подробнее о звуковых редакторах мы поговорим в других статьях, а сейчас я расскажу как, обычно, сэмплы и лупы появляются на свет в домашних студиях звукозаписи.
Есть такие программы, как groove-машины, программные сэмплеры, MIDI-секвенсоры, drum-машины. Вот, в них то и делаются samples и loops.
MIDI-секвенсоры – программы для записи и редактирования музыки в виде потока или файла с MIDI-сообщениями. MIDI-сообщение - указание в алфавитно-цифровом виде, которое одно MIDI-устройство передает другому. MIDI-сообщение не передает сам звук или какие-то его характеристики, а только команды, которые выполняются устройством-получателем (в частности, может быть указана нота, которую нужно сыграть, ее длительность, громкость и т.п.).
MIDI-секвенсоры не создают звук сами, а заставляют играть или внешние синтезаторы и звуковые модули, или встроенные синтезаторы звуковой карты компьютера.
Существуют простые в освоении небольшие программы с ограниченным набором редакторских функций, но лидерами являются мощные многоцелевые продукты, которые совмещают в себе и MIDI-секвенсор, и автоаранжировщик, и нотный редактор, и многодорожечную аудиостудию.
Ниже перечислены программные «монстры»:
Cakewalk Pro Audio Deluxe (http://www.cakewalk.com);
Cubase SX (http://www.steinberg.net);
Logic Audio Platinum (http://www.emagic.com);
Это профессиональные программы. У каждой есть свои плюсы и минусы. Про каждую в интернете можно найти тонны статей. Их уже изучают не за 10 минут, а за 10 месяцев. Испугались? Давайте перейдем к более простым программам.
Orion Pro от фирмы Sonic Syndicate совмещает в себе большое количества синтезаторов с различными видами синтеза, мощный эффект-процессорный блок, взаимодействие различных модулей по sidechain-связям, арпеджиаторы, вариаторы и т.п. В данном программном продукте можно достаточно эффективно создавать партии техно-инструментов, а также трансовые синты. Разобраться сней уже гораздо легче. Вам хватит и полчаса, чтобы сделать в OrionPro свой сэмпл.
Програмный синтезатор - Rebirth RB338 v2.01 заслужил внимание многих музыкальных деятелей мира, но на данный момент от потерял актуальность, т.к. есть программа – Reason (на момент написания статьи последняя версия 2.5), которая включает в себя все, что есть в Rebirth + много всего нового. Хотя это не означает, что последним сейчас нет смысла пользоваться. В нем и по сей день можно сделать неплохой спецэффект или сэмпл, а кроме этого там очень качественная drum-машина. Rebirth можно использовать для создания ударных партий. Помимо вышеупомянутой программы, beat-loops можно создавать с помощью специальных программ, предназначенных для этого – DrumStation и Hammerhead, например.
Для создания bassline можно использовать RubberDuck – программный синтезатор, основанный на усовершенствованном аналоговом синтезаторе TB-303.
А также есть еще множество достойнейших представителей таких, как: HaLion, SimSynth, FM-7, Absynth и т.д.
В этой статье еще не было рассказано о студии звукового дизайна – Reaktor, в которой можно много чего сделать, а также об очень популярной универсальной студии для создания музыки – FruityLoops.
В программе FruityLoops есть трекер, MIDI-секвенсор, drum-машина, эффект-процессоры, программные синтезаторы и много другого совмещающегося в одном продукте (хочется сказать фрукте). В этой программе можно пользоваться, как готовыми сэмплами, так и самому их делать. С появлением поддержки этой программой ASIO-драйверов, она дала надежду на улучшение качества. Советую попробовать этот фрукт всем. Кстати, здесь можно делать отличные loops, а потом вставлять их в Sonic Foundry ACID, предварительно отредактировав в Sound Forge. А для того, чтобы рассказать подробнее про то, как во FruityLoops все настроить, наложить эффекты и сохранить готовую композицию понадобится целая статья, как минимум. Так что, проявите свое любопытство и терзайте, программа стоит того!
Чуть не забыл, после того, как вы, наконец, закончите свой первый проект, вам нужно будет сделать финальный мастеринг. Это можно сделать, например, с помощью программы T-Racks.
И под концовочку.
Самое главное в создании музыки на компьютере - это не сколько у вас программ, на сколько мощный компьютер или качественная звуковая карта, а желание и терпение, и все у вас получится.
Сегодня уже никого не удивишь тем, что музыку можно писать, используя домашний компьютер. Для этого достаточно иметь: желание, компьютер (желательно не самый древний), время и самое главное - это терпение. В этой статье я, постараюсь, вам объяснить основы создания музыки, используя компьютер.
Основные понятия.
Для начала я расскажу вам об основных терминах, которые будут использоваться в данном материале, чтобы вам было легче воспринимать информацию.
Итак, начнём:
Sample - (Сэмпл, семпл) - "кусок" аудио-файла.
Loop - (Луп, она же петля) - циклически повторяющийся фрагмент, как правило, состоящий из нескольких семплов, например, партия ударных.
Groove - (Грув) - то же, что и loop. Только обычно под грувом понимают инструментальный аккомпанемент, линию баса и др.
BPM - (Beats Per Minute) - удары в минуту. Это самый распространенный и удобный способ измерения темпа.
Slider, fader - (Слайдер, фэйдер) - регулятор, отвечающий за значение какого-либо определенного параметра - например, громкость, балланс и тп.
PLUG-IN - (Плагин, плугин) - В музыкальном софте это, обычно, дополнение в виде небольшой программы, служащей для обработки звука. В основном пользуются DirectX, VST и Wavelab плагинами, хотя существует еще много всяких малоизвестных форматов.
Sequencer - (Секвенсор) - устройство (в частности - виртуальное) для сведения аудио, видео, MIDI, а иногда всего сразу. Секвенсоры отвечают за синхронизированное воспроизведение нескольких дорожек. Популярные секвенсоры - Cakewalk Pro Audio 9 и CubaseSX.
Synthesizer - (Синтезатор) - это устройство синтезирующее звук :). Первоначально синтезаторы были "железными", потом виртуальными. Способов синтеза буквально десятки, каждый интересен по-своему. Наибольшее распространение получили синтезаторы, работающие по принципу воспроизведения готовых звуков (сэмплов) - sample playback. На ходу они могут быть обработаны огибающими, фильтрами, эффектами и тд. Результат подчас просто потрясающий! В прошлое уходит FM-синтезис (Freq. Modulation - принцип частотной модуляции). Такие синтезаторные чипы, например, до сих пор ставятся на самые дешевые звуковые карты. Возможности его очень скромны - генерируются простейшие волны (синусоидные, пилообразные, пульсирующие) и модулируются друг другом. Лучшее что можно из этого слепить - простенький органчик и бас-барабан для танцевальной музыки.
ADSR - (Огибающая) - важный параметр задания звучания ноты в любых синтезаторах. Это кривая, определяющая во времени продолжительность атаки (Attack), спада (Decay), задержки (Sustain) и окончательного затухания (Release). На самом деле можно описывать звук еще точнее, однако ADSR'а обычно хватает, поэтому он наиболее распространен.
MIDI controller - (MIDI-контроллер) - рассмотрим разные варианты:
1. Устройство, с помощью которого подаются MIDI-сообщения на MIDI-вход карты, звукового модуля, синтезатора и т.д. Примером может служить MIDI-клавиатура.
2. Слайдер, ручка, кнопка на теле MIDI-клавиатуры или иного MIDI-устройства, педаль и вообще, что угодно, подающее по MIDI-интерфейсу команды синтезатору или иному устройству. Примеры - Modulation Wheel, Sustain Pedal, Soft Pedal.
3. Параметр синтезатора, который может принимать значения в каком-то диапазоне (например, 0-127). Каждый синтезатор соответствует определенному стандарту и имеет соответствующий набор таких параметров. Таким образом, в спецификации GM (General MIDI) контроллер с номером 1 отвечает за степень модуляции сигнала, 7 - за громкость MIDI-канала, 64 - за нажатие педали сустейна (Sustain Pedal). Однако в наборе контроллеров синтезаторов формата XG (eXtended General) мы найдем массу других контроллеров, которых нет в GM.
EQ - (Эквалайзер) - устройство коррекции частот сигнала. Сравнительно недавно существовали только в железном виде. С развитием компьютерных технологий стали появляться программно реализованные EQ с большим количеством полос и высокой точностью обработки. Эквалайзеры бывают графические и параметрические. Первые очень похожи на встроенные во многие музыкальные центры EQ, только с большим количеством полос. А с помощью параметрических EQ можно настроиться на нужную полоску и отрегулировать ее уровень.
Compressor - (Компрессор) - устройство, предназначенное для сужения динамического диапазона сигнала. Это очень часто необходимо для избежания перегрузки звукового тракта. Принцип: при превышении сигналом определенного уровня, начинает происходить снижение громкости в определенное число раз, называемое степенью компрессии.
Expander - (Экспандер) - противоположность компрессору. Работает наоборот - расширяет динамический диапазон сигнала. Обработку экспандером логично применить к звуку, списанному с радиопередачи или иного скомпрессированого источника.
Noise gate - (Гейт, ПШ) - устройство подавления шумов (ПШ) в паузах. Как только уровень сигнала становится ниже определенной величины, срабатывает алгоритм занижения уровня на некоторую величину. Нормальные гейты также позволяют установить время на атаку и релиз. То есть подавление и восстановление будут происходить не сразу, а спустя некоторое время.
Надеюсь, вы не слишком утомились, читав эти определения. Сразу вспоминается школьное время, когда заставляли учить всякие правила. Ладно, вернемся к нашей теме...
Принципы создания музыки
Есть два основных принципа создания музыки:
1. Шаблонное создание музыки
2. Создание треков в многодорожечных звукозаписывающих студиях с использованием собственных сэмплов.
Шаблонное создание означает то, что в процессе будут использоваться какие либо шаблоны. Например, готовые сэмплы. Здесь в роли ди-джея себя может представить любой, кто обладает чувством ритма и желанием творить. Программы, которые дают такую возможность – eJay (www.ejay.com), MixMan Studio, AcidLoop, Music Maker (www.magix.net), New Beat Trancemission (www.microforum.com), Beat 2000 (www.aludra.com), Dance Station (www.dancestation.com) и т.д.
Музыку таким образом можно писать в реальном времени и в пошаговом режиме. Одним из самых ярких примеров создания музыки шаблонным методом в реальном времени является программа – MixMan Studio (www.mixman.com).
Эта программа должна понравиться любому человеку, увлекающемуся созданием музыки. Mixman представляет из себя DJ-ский пульт с двумя вертушками на каждой из которых можно разместить до 8 сэмплов или лупов. Можно добавить свои звуки. Во время игры вы не сможете заменять звуки, а из настроек вам будут доступны лишь темп и громкость звука. Освоение программы чем то схоже с освоением новой игрушки. Отсюда можно сделать вывод, что разобраться с ней не составит труда. Собственно принцип игры следующий: вы выбираете 16 лупов одного стиля, например, и начинаете составлять музыку, включая или выключая определенную петлю (loop). Действо это, скажу я вам, очень захватывающее.
Играть музыку в реальном времени, пусть даже на программном синтезаторе в этой статье не рассматривается, т.к. это уже называется выступление в живую. Обычно, если и играют на синтезаторе, то наигранную мелодию, сохраняют в отдельный музыкальный файл и используют уже как сэмпл.
Если сводить готовые сэмплы и закольцованные фрагменты музыки (лупы) в реальном времени для вас слишком сложно, то можно по пробовать это сделать в пошаговом режиме, спокойно расставляя samples и loops, как детали в конструкторе.
Очень популярной в свое время программой такого рода была – Dance Machine, после повышения версии переименованная в eJay studio.
Мы же рассмотрим house-генерацию этой программы.
House eJay. Как и в других версиях eJay, вас ждёт огромное количество сэмплов, около 3000, в стиле House (Deep House, Vocal House, Progressive House, Filtered House, Disco House и Garage). Часть сэмплов сделана DJ Phat`ом и DJ Small`ом.
Особенности:
24 дорожки Sound Mixer в Hi-Fi stereo quality;
Booster и Audio Mixer inc. panorama;
FX Studio;
Vocoder;
Groove Generator c 500 drum grooves;
Time Stretcher;
Music Animator;
В общем, здесь тоже есть с чем по развлечься. Штатный сэмпл можно изменить внутренними средствами так, что он сойдет за свой собственный.
Все сэмплы разбиты по категориям. Для легкости в каждой категории сэмплов определен свой цвет. Это сделано для того, чтобы во время микширования вы смогли различить где у вас играют ударники, а где мелодия. Чтобы сделать музыку в этой программе, кроме желания и возможности конечно, нужно взять сэмпл и перетащить его на одну из дорожек рабочего поля. Можно, например, на первую дорожку разместить четыре одинаковых сэмпла с бочкой. На вторую дорожку четыре сэмпла с хлопками, еще ниже с hit-hat, далее какую-нибудь мелодию и т.д. После чего, нажать на кнопку play. Вы услышите что то, напоминающее музыку :-) В таком духе и делается музыка в eJay. Экспериментируйте!
Создание треков в многодорожечных звукозаписывающих студиях с использованием собственных сэмплов по определению похоже на шаблонное. Отличие от шаблонного создания музыки можно увидеть из названии – это использование своих сэмплов и лупов. Такие программы еще называются – трекеры (от слова track - дорожка). Это, конечно, не означает, что здесь нельзя использовать чужие сэмплы, просто их нет в комплекте с программным продуктом такого рода, т.к. основной упор делается не на развлечение, а на профессиональное создание музыки.
Такая программа позволяет записывать несколько звуковых источников одновременно, т.е. можно сводить несколько треков в один, что в итоге будет называться музыкой. Предпочтения у всех разные, на мой взгляд, очень удобная программа – ACID (www.sonicfoundry.com) от фирмы Sonic Foundry. Кроме нее пользуются популярностью следующие программы: Cool Edit Pro, n-Track, Samplitude Studio и т.д.
У всех у них есть общие черты:
- функция Drug and drop;
- возможность копирования (copy), вырезания (cut) и вставления (paste) музыкального фрагмента.
- Возможность отменить последние изменения (undo)
- Почти все многодорожечные студии имеют возможность накладывать спецэффекты, такие как chorus, flanger, wah-wah, reverb и т.д. У некоторых эта возможность есть только при наличии определенных плагинов.
Рассмотрим, в качестве примера, программу трекер – ACID 4.0.
Основные возможности:
- поддержка звука в формате 5.1 surround;
- Поддержка Vsti и DirectX плагинов;
- Вы можете создавать музыкальные треки из сэмплов и лупов, а также эта программа позволяет накладывать видео. Таким образом в ACID можно даже свой видео клип сделать;
- Нет ограничения на количество дорожек. Этот параметр будет зависеть только от того, сколько в вашем компьютере установлено оперативной памяти;
- поддержка ASIO драйвера (Раньше все звуковые приложения использовали VxD-драйверы, работающие на интерфейсе MME. Музыкальные программы отправляли и принимали команды со звуковой карты не на прямую, а через операционную систему. Компания Steinberg создала стандарт ASIO (Audio Stream Input / Output - "ввод / вывод звукового потока"). В результате: низкая задержка, высокое качество обработки и небольшая загрузка процессора);
- поддержка 16-bit и 24-bit аудио и сэмплирование до 192khz;
- поддержка двух процессоров и двух мониторов;
Сам процесс сведения нескольких треков в один прост, как и в вышерассмотренной программе eJay. Окно ACID разделено на несколько рабочих полей. В одном, собственно треки, в другом папки, в которых у вас размещены сэмплы (на вид напоминает стандартный Проводник). «Тыкнув» по нужному сэмплу, вы можете его прослушать, а потом благодаря drug and drop разместить его на поле для микширования музыки.
Слева, там, где красуются названия, вставленных сэмплов, можно менять разные параметры. Например, если зайти в свойства одного из вставленных сэмплов, то можно поменять его темп, тональность и т.д. Можно дублировать какой-нибудь сэмпл, а потом на одну копию наложить один или несколько спецэффектов, что в итоге вам даст вместо одного сэмпла два различных по звучанию. Это позволяет вам экономить место на жестком диске, т.к. реально сэмпл будет существовать один, но в программе их будет два варианта. Программа имеет одну важную особенность – ее производитель (Sonic Foundry) является автором звукового редактора – Sound Forge. Благодаря этому, ACID и Sound Forge могут работать вместе. Если в Эйсиде вы нажмете на правую кнопку по вставленному сэмплу, то увидите такой пункт всплывающего меню – Edit in Sound Forge. Все плагины, которые вы поставили для одной программы, будут работать и в другой. Более детально разобраться с программой вы можете методом тыка, т.к. ACID очень проста в освоении.
Как и с помощью чего приготовить свои собственные сэмплы и лупы?
Самый простой ответ – это записать через микрофон. Но такой вариант подойдет только для создания сэмпла с вокалом, т.е. вашим или еще чьим-нибудь пением. Правда, после этого надо будет еще убрать шум, наложить разного рода эффекты и т.д. Для редактирования сэмплов, будь то вокал, мелодия, бас или все что угодно, нужна программа, типа Sound Forge, которую я упомянул выше. Такой тип программ называется – аудио редактор. Современные мощные звуковые редакторы умеют записывать аудио CD, конвертировать файлы в различные форматы и т.д. А плагины значительно расширяют сферу их деятельности. Самые яркие представители аудио редакторов – это Sound Forge, WaveLab, Cool Edit Pro, Gold Wave и другие. Подробнее о звуковых редакторах мы поговорим в других статьях, а сейчас я расскажу как, обычно, сэмплы и лупы появляются на свет в домашних студиях звукозаписи.
Есть такие программы, как groove-машины, программные сэмплеры, MIDI-секвенсоры, drum-машины. Вот, в них то и делаются samples и loops.
MIDI-секвенсоры – программы для записи и редактирования музыки в виде потока или файла с MIDI-сообщениями. MIDI-сообщение - указание в алфавитно-цифровом виде, которое одно MIDI-устройство передает другому. MIDI-сообщение не передает сам звук или какие-то его характеристики, а только команды, которые выполняются устройством-получателем (в частности, может быть указана нота, которую нужно сыграть, ее длительность, громкость и т.п.).
MIDI-секвенсоры не создают звук сами, а заставляют играть или внешние синтезаторы и звуковые модули, или встроенные синтезаторы звуковой карты компьютера.
Существуют простые в освоении небольшие программы с ограниченным набором редакторских функций, но лидерами являются мощные многоцелевые продукты, которые совмещают в себе и MIDI-секвенсор, и автоаранжировщик, и нотный редактор, и многодорожечную аудиостудию.
Ниже перечислены программные «монстры»:
Cakewalk Pro Audio Deluxe (http://www.cakewalk.com);
Cubase SX (http://www.steinberg.net);
Logic Audio Platinum (http://www.emagic.com);
Это профессиональные программы. У каждой есть свои плюсы и минусы. Про каждую в интернете можно найти тонны статей. Их уже изучают не за 10 минут, а за 10 месяцев. Испугались? Давайте перейдем к более простым программам.
Orion Pro от фирмы Sonic Syndicate совмещает в себе большое количества синтезаторов с различными видами синтеза, мощный эффект-процессорный блок, взаимодействие различных модулей по sidechain-связям, арпеджиаторы, вариаторы и т.п. В данном программном продукте можно достаточно эффективно создавать партии техно-инструментов, а также трансовые синты. Разобраться сней уже гораздо легче. Вам хватит и полчаса, чтобы сделать в OrionPro свой сэмпл.
Програмный синтезатор - Rebirth RB338 v2.01 заслужил внимание многих музыкальных деятелей мира, но на данный момент от потерял актуальность, т.к. есть программа – Reason (на момент написания статьи последняя версия 2.5), которая включает в себя все, что есть в Rebirth + много всего нового. Хотя это не означает, что последним сейчас нет смысла пользоваться. В нем и по сей день можно сделать неплохой спецэффект или сэмпл, а кроме этого там очень качественная drum-машина. Rebirth можно использовать для создания ударных партий. Помимо вышеупомянутой программы, beat-loops можно создавать с помощью специальных программ, предназначенных для этого – DrumStation и Hammerhead, например.
Для создания bassline можно использовать RubberDuck – программный синтезатор, основанный на усовершенствованном аналоговом синтезаторе TB-303.
А также есть еще множество достойнейших представителей таких, как: HaLion, SimSynth, FM-7, Absynth и т.д.
В этой статье еще не было рассказано о студии звукового дизайна – Reaktor, в которой можно много чего сделать, а также об очень популярной универсальной студии для создания музыки – FruityLoops.
В программе FruityLoops есть трекер, MIDI-секвенсор, drum-машина, эффект-процессоры, программные синтезаторы и много другого совмещающегося в одном продукте (хочется сказать фрукте). В этой программе можно пользоваться, как готовыми сэмплами, так и самому их делать. С появлением поддержки этой программой ASIO-драйверов, она дала надежду на улучшение качества. Советую попробовать этот фрукт всем. Кстати, здесь можно делать отличные loops, а потом вставлять их в Sonic Foundry ACID, предварительно отредактировав в Sound Forge. А для того, чтобы рассказать подробнее про то, как во FruityLoops все настроить, наложить эффекты и сохранить готовую композицию понадобится целая статья, как минимум. Так что, проявите свое любопытство и терзайте, программа стоит того!
Чуть не забыл, после того, как вы, наконец, закончите свой первый проект, вам нужно будет сделать финальный мастеринг. Это можно сделать, например, с помощью программы T-Racks.
И под концовочку.
Самое главное в создании музыки на компьютере - это не сколько у вас программ, на сколько мощный компьютер или качественная звуковая карта, а желание и терпение, и все у вас получится.
Комментарии24