Загадочная гибель немецкого транспорта «Santa Fe» и противолодочного корабля «UJ-102»
Шел 1942 год. У берегов Крыма в этот период у фашистской Германии был огромный перевес в живой силе и технике. Немцы контролировали все передвижения советских войск. Основные немецкие корабли базировались в румынском порту города Констанца. Это была крупнейшая перевалочная база немецких сил, предназначенная для отправки оружия и солдат на Крымский фронт. Но главным было преимущество противника в воздухе. Всю акваторию Черного моря контролировала немецкая авиация. Советский флот был заперт в собственных портах. Редко какому кораблю удавалось дойти до пункта назначения и в этих условиях, вылазки против немецких кораблей предпринимались только в исключительных случаях.
Утром 23 ноября 1943 года немецкий транспорт «Santa Fe», находясь в охранении мощного военного эскорта, следовал с таинственным грузом на германский фронт. Конвой уже прошел большую часть пути, когда в немецкий штаб полетели срочные сообщения: «Конвой с транспортом «Santa Fe» торпедирован. Подрыв у носа корабля. Судно горит». А ровно через одну минуту в 06:36 произошел взрыв, который разорвал морское судно на части. Всего через семь минут корабль полностью ушел под воду, однако история немецкого парохода с погружением на дно Черного моря не закончилась.
15 декабря 1943 года ровно через 22 дня после гибели парохода по странному совпадению противолодочный корабль «UJ-102» оказывается прямо над корпусом транспорта «Santa Fe» и … вдруг что-то произошло.
немецкий транспорт «Santa Fe» в порту Констанца
По официальным версиям немецкое судно-охотник засекло эхолотами на глубине огромную металлическую массу, и приняв ее за неизвестную советскую подводную лодку, сбросило глубинные бомбы на обнаруженный объект.
Теперь представьте картину взрыва, ведь с немецким транспортом «Santa Fe» на дно Черного моря опустилось вооружение для целой армии. В общей сложности погибло 1278 тонн военных грузов. Среди них целый дивизион самоходных орудий, авиабомбы и ценное для немецких войск топливо, ракеты, заряды, взрывчатка. Одним словом на судне было чему взорваться. Но это еще не все. Через несколько секунд прозвучал второй взрыв. Силы взрыва была такой, что уже затонувшее судно разорвало на несколько частей, которые разбросало по морскому дну. Что же касается «UJ-102» то он затонул почти мгновенно. От второго взрыва у противолодочного корабля, дрейфующего над пароходом, разошлась металлическая обшивка корпуса. Мгновенно набравшее в трюм воды военное судно было обречено. В тот день рядом не было германских кораблей, а спастись в ледяной морской воде у немецких моряков шансов не было. Погибли все 53 члена экипажа.
противолодочный корабль «UJ-102»
Теперь оба судна лежат на глубине 24 метра в Черном море. Время сделало свое дело. Любое судно, затонувшее на глубине, всего за несколько лет полностью покрывается морскими моллюсками и мидиями. Сейчас видны только общие контуры судна, а все детали надежно скрыты живой изгородью.
Но что же, за странный груз находился на борту немецкого парохода, и что произошло с судном-охотником?
Чтобы понять это надо еще раз представить, какой огромной силы был взрыв, который не только уничтожил пароход «Santa Fe», но и потопил сбросивший бомбы UJ-102.
Пароход с боеприпасами лежал больше трех недель. Обычный порох и снаряды должны были за это время отсыреть, да и для детонации им потребовалось кислород. Что же находилось на «Santa Fe»? На корабле перевозились реактивные снаряды с так называемыми твердотопливными двигателями. Дело в том, что на воздухе реактивный двигатель немецкого производства калибром 15 см поджигал все, что могло гореть на расстоянии до 40 м, поэтому не сложно представить, что произошло на борту затонувшего судна, когда включился хотя бы один из таких двигателей германской твердотопливной ракеты. Но что же, могло привести к включению двигателей немецких ракет. Ведь они не сработали когда транспорт «Santa Fe» был торпедирован и на нем начался пожар. Что могло заставить двигатели с детонировать под водой?
Известно, что немцы проводили эксперименты с фосфором. Дело в том, что в ряде случаев в боезаряд вносились определенные добавки, которые при детонации снаряда вносили свою составляющую, как в процесс горения, так и взрыва.
Интересно, что советские военные также применяли фосфор в реактивных снарядах легендарных «Катюш». На станции Орша, когда проводились первые испытания, в районах обстрела в небо поднимался страшный огонь, и горела даже земля. Температура в эпицентре взрыва была настолько высокой, что песок не разлетался во все стороны, а плавился и превращался в стекловидную массу. Фактически результат подобных обстрелов был тот же что и при использовании другого оружия XX века - напалма. По неизвестным причинам в 1944 году советские военные отказались от применения в снарядах фосфора, заменив начинку на обычную взрывчатку. Именно это и могло запустить под водой двигатели реактивных снарядов, ведь надо учитывать свойства фосфора, ведь он может гореть без доступа кислорода.
В нацистских концлагерях его испытывали на советских военнопленных. Несчастные просто сгорали заживо. В руках у немцев оказалось очень мощное оружие. Вероятнее всего, именно опытные снаряды с фосфором и вез пароход «Santa Fe» в Севастополь. Именно там, в условиях боевых действий немцы и хотели испытать новый способ уничтожения советских войск.
Для того чтобы пробить взрывной волне почти тридцатиметровую толщу воды и разорвать немецкий корабль на части требовалось нечто более мощное чем обычный порох. Срабатывание пороховых двигателей ракет могло привести к одновременной детонации, как авиационных бомб, так и авиационного топлива, находившегося на борту парохода «Santa Fe». Суммарный эквивалент взрыва мог составить одну килотонну, который сопоставим с малым взрывом малой мощности.
Вероятнее всего с первой попытки глубинные бомбы взорвались в нескольких метрах от корпуса парохода, тогда треснули бочки с топливом и он вертикально поднялся на поверхность.
Капитан корабля UJ-102 принял этот факт за потопление советской подлодки и во второй раз сбросил глубинные бомбы. И вот здесь произошла детонация фосфорной начинки реактивных снарядов. Именно по этой причине случился настолько мощнейший взрыв, что в несколько мгновений немецкий военный корабль был уничтожен.
Теперь понятно, что случилось с пароходом «Santa Fe» и какую смертоносную тайну вез на своем борту немецкий корабль, но остался еще один не менее важный вопрос - случайно ли UJ-102 пришел на место гибели «Santa Fe»? Вероятность того, что UJ-102 случайно прибыл на место гибели «Santa Fe» ничтожно мала. Место, где затонул корабль, было известно совершенно точно и немецкое командование пошло на все лишь бы новое секретное оружие не попало в руки противника. Скорее всего, на военном корабле получили четкий и ясный приказ уничтожить транспорт «Santa Fe» вместе с грузом, чтобы советские военные не смогли поднять содержимое трюмов на поверхность.
После получения этого приказа военный корабль UJ-102 был обречен. Выполнить задачу тогда в условиях боевых действий можно было только с помощью глубинных бомб. Бросив своих же моряков на верную гибель немцы в который раз доказали, что готовы на все ради победы в этой войне.
Никто не знает, сколько еще загадок покоится на дне Черного моря. Морские глубины надежнее всех грифов «СЕКРЕТНО». Сколько смертоносного оружия до сих пор хранится в трюмах погибших здесь кораблей. Нераскрыта до конца и тайна немецкого парохода «Santa Fe». Взрывы 1943 года уничтожили все следы одного из самых загадочных эпизодов войны на Черном море. Известно только одно - немцам так и не удалось испытать свое новое секретное оружие, а доказательства его разрушительной силы видны и сегодня на морском дне.
Комментарии1