Гребневик - страшная угроза морям
В акваторию Черного моря еще пару лет назад проник мнемиопсис, который отвоевал себе львиную долю кормовой базы планктоноядных рыб и уничтожает их икру и личинки. Самой пострадавшей стороной в этой экологической катастрофе оказалась хамса – одна из главных промысловых рыб Черного моря – ее численность резко сократилась. “Пришельцы” в Черное море попадают с балластными водами и на днищах сухогрузов из других морей и океанов мира. А теплое зимой море способствует их размножению.
Гребневик не являются медузой, даже не имеют с ними родственных связей, хотя называть их по другому не выходит. Внешне мнемиопсисы легкие, прозрачные, с юбочками-лопастями и гребными пластинами. У них нет мозга, сердца, скелета, зато есть нервная система, орган равновесия и способность к люминесценции. По самым последним данным ученых гребневик является одним из первых живых созданий на планете Земля. Ранее считалось, что этот титул принадлежит морским губкам — гораздо более примитивным существам.
А веди из за них существует еще и страшная угроза Каспию ...
По-научному это называется "биологическая инвазия". Растения или животные внедряются в чужую среду и начинают там осваиваться за тысячи километров от родины. На новом месте они акклиматизируются и вытесняют "коренных жителей".
Проблема чужеземных видов достигла планетарных масштабов. «Будучи нежелательным побочным продуктом глобализации, чужеродные виды пагубно влияют на экосистемы, жизнь людей и экономическое положение во всем мире», – говорится в послании генерального секретаря ООН.
Mnemiopsis leidyi (лат. ) — гребневик, обитающий в морской воде в тёплых краях и напоминающий медузу. Внешне мнемиопсисы легкие, прозрачные, с юбочками-лопастями и гребными пластинами. У них нет мозга, сердца, скелета, зато есть нервная система, орган равновесия и способность к люминесценции. Мнемиопсис - хищник, питающийся зоопланктоном, икринками, личинками рыб и моллюсков. На свету переливается яркими цветами, ночью придает морским волнам желтоватое люминисцентное свечение. По самым последним данным ученых гребневик может быть одним из древнейших живых созданий на планете Земля.
Родиной Mnemiopsis leidyi являются воды Атлантического океана, омывающие Флориду, где они обитали до последнего времени. Однако в наш век развитых коммуникаций наступил момент, когда мнемиопсис двинулся на завоевание иных водных территорий.
В 1987 году мнемиопсис попал в воды Черного моря с балластными водами судов. В 2006 году Mnemiopsis leidyi был впервые замечен уже в Северном и Балтийском морях.
Мнемиопсис обладает многими характеристиками идеального вселенца. Он является одновременно самооплодотворяющимся гермафродитом; он является всеядным - потребляющим широкий спектр кормов; он выживает в широком диапазоне условий окружающей среды с варьированием солености от 3.4 до 75 промилле и температур от 1.3 ° С до 32 ° С; при оптимальной температуре (выше 20° С) он развивается очень быстро, достигая своей половой зрелости за 12 дней; он также реагирует на увеличение концентрации питательных веществ быстрым ростом и размножением.
Более того, отмечается высокая устойчивость и низкая чувствительность мнемиопсиса к различным загрязняющим веществам. Этого вселенца обнаруживали даже в акватории портов, в месте стоянки судов, где водная среда была загрязнена бензином и маслом. Особи гребневика разных возрастов и размеров прекрасно себя чувствовали в смеси воды и нефтепродуктов.
В Черном море у мнемиопсисов не оказалось естественных хищников и они начали стремительно размножаться, пожирая планктон, икру и мальков рыб. В благоприятных условиях гребневик может съедать в день в десять раз больше собственной массы. В зависимости от количества пищи, он может увеличиваться в размерах в два раза за сутки и откладывать 8 тыс. яиц в день. К 1989 году количество пищи для рыб сократилось в 30 раз по сравнению с периодом 1978—1988 годов.
Постепенно увеличиваясь, общая биомасса популяции гребневика в Черном море достигла в 1989 г. около 1 млрд. тонн, причем плотность его в юго-западной части Черного моря составляла 4000-5000 грамм на кубический метр воды. Был момент, когда этот вид составлял 90% массы всех живых организмов в Черном море.
Резко снизилась прозрачность воды, поскольку уничтоженный зоопланктон более не поедал мелкие водоросли, кроме того, этот гребневик в процессе жизнедеятельности выделяет колоссальное количество слизи. Черное море стало похоже на мутный суп из гребневика. В десятки раз упала численность рыб, питающихся планктоном: хамсы, ставриды и шпрота. Убытки рыболовства составили несколько сотен миллионов долларов. Оказались на голодном пайке и черноморские дельфины.
Как уже указывалось, причиной массового развития этих "вселенцев" стало отсутствие хищников, способных контролировать их численность: мнемиопсиса никто не ел. Гребневиков принято считать «тупиками» пищевых цепочек: низкое содержание питательных веществ делает непривлекательными для эффективного питания.
Казалось бы Черному морю грозит полный биологический коллапс. Но в 1997 - 1999 гг. происходит вторжение в Черное море нового гребневика - берое (Beroe ovata). В отличие от мнемиопсиса берое не может переварить зоопланктон, икру, медуз и мальков рыб и питается исключительно... гребневиком мнемиопсис! Берое не смущают и крупные экземпляры жертвы. Он не имеет щупалец, но почти все его тело - это одна сплошная глотка. Берое либо затягивает мнемиопсиса в себя постепенно, либо заглатывает сразу через широко открытое ротовое отверстие, при этом все тело хищника вздувается. Через 3-5 часов берое переваривает жертву и сразу может заглатывать следующую. На свету берое имеет желтовато-розовую окраску, в темноте становитс молочно-белым.
Внедрение и размножение берое привело к резкому уменьшению биомассы мнемиопсиса и, как следствие, к росту зоопланктона и личинок рыб, а позднее и рыбных запасов Черного моря.
В 1999 году Mnemiopsis leidyi пробрался в Каспийское море. Тревогу по поводу резкого уменьшения популяции сначала кильки, а потом и осетровых, забили во всех прикаспийских государствах.
Как считают ученые, мнемиопсис был занесен, вероятнее всего, через Волго-Донской канал, через балластные воды судов либо на неочищенных днищах. Во времена СССР, все транзитные суда подвергались в Астрахани строгой санитарной проверке. С падением общих стандартов контроля препоны для «нелегального» проникновения в чужую акваторию незваного пришельца были, по существу, устранены.
Первая информация о появлении в туркменских водах Каспийского моря Mnemiopsis leidyi была получена случайно во второй половине сентября 1999 года, в период сбора материала по биологии и экологии Карабогазгола. Из устного сообщения рыбаков было отмечено появление в Каспийском море, в районе залива “медуз”, каких они прежде здесь не встречали.
В течении 1999-2000 годов начало отмечаться широкое распространение мнемиопсиса в водах Среднего и Южного Каспия. Найдя здесь подходящие экологические и кормовые условия, гребневик не только освоил практически всю акваторию Каспия, создав мощную популяцию с высокой численностью, но и начал влиять на всю экосистему моря. В период экспедиционных работ на Каспии в октябре 2000 г. отмечалось широкое распространение мнемиопсиса и наиболее высокая численность его по западному побережью Каспия. В трал и конусную сеть для отлова кильки попадались гребневики разных возрастов и размеров, а рыба, необходимая для анализа, на этих станциях практически не вылавливалась.
В феврале 2003 года в южной части Каспия концентрация мнемиопсиса достигала до 320 экземпляров на кубометр воды. За три года его поголовье выросло настолько, что в лунные ночи море фосфоресцировало.
Именно с жизнедеятельностью гребневика ученые связывают массовую гибель каспийской кильки летом 2001 года. По данным специалистов Дагестанского отделения Каспийского научно-исследовательского института рыбного хозяйства, тогда погибло порядка 200 тыс. тонн кильки, что составляло пятую часть ее общего количества в бассейне Каспия. По другим сведениям на Каспии погибло не 40%, а почти вся килька (не менее 80% популяции). Причиной массовой гибели кильки было не заболевание, а самый настоящий голод.
Далее по пищевой цепочке наступила массовая гибель каспийского тюленя. При этом в первую очередь популяция теряла весь ожидаемый приплод (не нагулявшие жир животные либо не вступали в размножение, либо рожали ослабленных детенышей, которые вскоре гибли).
В данное время популяция кильки снизилась на порядок, а следом произошло и снижение количества осетровых рыб. Вдобавок мнемиопсис пожирает их икру, не давая шансов на размножение. Прогнозируется, что лов осетровых скоро можно будет исчислять всего лишь сотнями штук.
Ученые прикаспийских государств уже не первый год ищут пути борьбы с мнемиопсисом. В лабораториях России и Ирана был проведен ряд экспериментов с размножением берое. Было установлено, что с повышением температуры воды интенсивность питания Beroe резко увеличивается. В каспийской воде Beroe надо еще адаптироваться, так как каспийская вода имеет иной ионный состав и соленость, нежели азово-черноморская.
Исследования показали, что бероэ может жить и интенсивно расти на юге Каспия, при солености в 12-13 промилле. Темп питания бероэ был достаточно высоким (100 и более процентов от собственного веса тела в день) при 21-26 градусах тепла. Ежедневный рацион и темпы роста при 12.8 промилле были близки к значениям, характерным для Черного моря (где соленость достигает 18 промилле). На основании физиологических данных, была высказана уверенность, что бероэ может также, как и в Черном море, интенсивно питаться мнемиопсисом и резко сократить его численность в Каспийском море.
Российским ученым впервые в мире удалась адаптация берое. Период адаптации занимает 6-7 суток. Beroe otava отлавливается в Черном море и автотранспортом или авиацией доставляется на каспийское побережье. За период адаптации особи доводятся до половозрелого состояния и дают потомство. Полученное потомство живет практически в каспийской воде. Метод адаптации запатентован.
Однако, ученые расходятся в мнениях о возможности использования бероэ в условиях Каспия. Кто-то считает насущным вопросом расширение ареала выпуска адаптированных особей Beroe ovata в воды Каспия и необходимость того, чтобы все прикаспийские государства подключились к этой борьбе. Другие полагают такую деятельность бесперспективной. Остается уповать на то, что в силу различий природных условий на Каспии, вредный вселенец не сумеет его поработить полностью и привести к тотальной катастрофе.
Проблема чужеземных видов достигла планетарных масштабов. «Будучи нежелательным побочным продуктом глобализации, чужеродные виды пагубно влияют на экосистемы, жизнь людей и экономическое положение во всем мире», – говорится в послании генерального секретаря ООН.
Mnemiopsis leidyi (лат. ) — гребневик, обитающий в морской воде в тёплых краях и напоминающий медузу. Внешне мнемиопсисы легкие, прозрачные, с юбочками-лопастями и гребными пластинами. У них нет мозга, сердца, скелета, зато есть нервная система, орган равновесия и способность к люминесценции. Мнемиопсис - хищник, питающийся зоопланктоном, икринками, личинками рыб и моллюсков. На свету переливается яркими цветами, ночью придает морским волнам желтоватое люминисцентное свечение. По самым последним данным ученых гребневик может быть одним из древнейших живых созданий на планете Земля.
Родиной Mnemiopsis leidyi являются воды Атлантического океана, омывающие Флориду, где они обитали до последнего времени. Однако в наш век развитых коммуникаций наступил момент, когда мнемиопсис двинулся на завоевание иных водных территорий.
В 1987 году мнемиопсис попал в воды Черного моря с балластными водами судов. В 2006 году Mnemiopsis leidyi был впервые замечен уже в Северном и Балтийском морях.
Мнемиопсис обладает многими характеристиками идеального вселенца. Он является одновременно самооплодотворяющимся гермафродитом; он является всеядным - потребляющим широкий спектр кормов; он выживает в широком диапазоне условий окружающей среды с варьированием солености от 3.4 до 75 промилле и температур от 1.3 ° С до 32 ° С; при оптимальной температуре (выше 20° С) он развивается очень быстро, достигая своей половой зрелости за 12 дней; он также реагирует на увеличение концентрации питательных веществ быстрым ростом и размножением.
Более того, отмечается высокая устойчивость и низкая чувствительность мнемиопсиса к различным загрязняющим веществам. Этого вселенца обнаруживали даже в акватории портов, в месте стоянки судов, где водная среда была загрязнена бензином и маслом. Особи гребневика разных возрастов и размеров прекрасно себя чувствовали в смеси воды и нефтепродуктов.
В Черном море у мнемиопсисов не оказалось естественных хищников и они начали стремительно размножаться, пожирая планктон, икру и мальков рыб. В благоприятных условиях гребневик может съедать в день в десять раз больше собственной массы. В зависимости от количества пищи, он может увеличиваться в размерах в два раза за сутки и откладывать 8 тыс. яиц в день. К 1989 году количество пищи для рыб сократилось в 30 раз по сравнению с периодом 1978—1988 годов.
Постепенно увеличиваясь, общая биомасса популяции гребневика в Черном море достигла в 1989 г. около 1 млрд. тонн, причем плотность его в юго-западной части Черного моря составляла 4000-5000 грамм на кубический метр воды. Был момент, когда этот вид составлял 90% массы всех живых организмов в Черном море.
Резко снизилась прозрачность воды, поскольку уничтоженный зоопланктон более не поедал мелкие водоросли, кроме того, этот гребневик в процессе жизнедеятельности выделяет колоссальное количество слизи. Черное море стало похоже на мутный суп из гребневика. В десятки раз упала численность рыб, питающихся планктоном: хамсы, ставриды и шпрота. Убытки рыболовства составили несколько сотен миллионов долларов. Оказались на голодном пайке и черноморские дельфины.
Как уже указывалось, причиной массового развития этих "вселенцев" стало отсутствие хищников, способных контролировать их численность: мнемиопсиса никто не ел. Гребневиков принято считать «тупиками» пищевых цепочек: низкое содержание питательных веществ делает непривлекательными для эффективного питания.
Казалось бы Черному морю грозит полный биологический коллапс. Но в 1997 - 1999 гг. происходит вторжение в Черное море нового гребневика - берое (Beroe ovata). В отличие от мнемиопсиса берое не может переварить зоопланктон, икру, медуз и мальков рыб и питается исключительно... гребневиком мнемиопсис! Берое не смущают и крупные экземпляры жертвы. Он не имеет щупалец, но почти все его тело - это одна сплошная глотка. Берое либо затягивает мнемиопсиса в себя постепенно, либо заглатывает сразу через широко открытое ротовое отверстие, при этом все тело хищника вздувается. Через 3-5 часов берое переваривает жертву и сразу может заглатывать следующую. На свету берое имеет желтовато-розовую окраску, в темноте становитс молочно-белым.
Внедрение и размножение берое привело к резкому уменьшению биомассы мнемиопсиса и, как следствие, к росту зоопланктона и личинок рыб, а позднее и рыбных запасов Черного моря.
В 1999 году Mnemiopsis leidyi пробрался в Каспийское море. Тревогу по поводу резкого уменьшения популяции сначала кильки, а потом и осетровых, забили во всех прикаспийских государствах.
Как считают ученые, мнемиопсис был занесен, вероятнее всего, через Волго-Донской канал, через балластные воды судов либо на неочищенных днищах. Во времена СССР, все транзитные суда подвергались в Астрахани строгой санитарной проверке. С падением общих стандартов контроля препоны для «нелегального» проникновения в чужую акваторию незваного пришельца были, по существу, устранены.
Первая информация о появлении в туркменских водах Каспийского моря Mnemiopsis leidyi была получена случайно во второй половине сентября 1999 года, в период сбора материала по биологии и экологии Карабогазгола. Из устного сообщения рыбаков было отмечено появление в Каспийском море, в районе залива “медуз”, каких они прежде здесь не встречали.
В течении 1999-2000 годов начало отмечаться широкое распространение мнемиопсиса в водах Среднего и Южного Каспия. Найдя здесь подходящие экологические и кормовые условия, гребневик не только освоил практически всю акваторию Каспия, создав мощную популяцию с высокой численностью, но и начал влиять на всю экосистему моря. В период экспедиционных работ на Каспии в октябре 2000 г. отмечалось широкое распространение мнемиопсиса и наиболее высокая численность его по западному побережью Каспия. В трал и конусную сеть для отлова кильки попадались гребневики разных возрастов и размеров, а рыба, необходимая для анализа, на этих станциях практически не вылавливалась.
В феврале 2003 года в южной части Каспия концентрация мнемиопсиса достигала до 320 экземпляров на кубометр воды. За три года его поголовье выросло настолько, что в лунные ночи море фосфоресцировало.
Именно с жизнедеятельностью гребневика ученые связывают массовую гибель каспийской кильки летом 2001 года. По данным специалистов Дагестанского отделения Каспийского научно-исследовательского института рыбного хозяйства, тогда погибло порядка 200 тыс. тонн кильки, что составляло пятую часть ее общего количества в бассейне Каспия. По другим сведениям на Каспии погибло не 40%, а почти вся килька (не менее 80% популяции). Причиной массовой гибели кильки было не заболевание, а самый настоящий голод.
Далее по пищевой цепочке наступила массовая гибель каспийского тюленя. При этом в первую очередь популяция теряла весь ожидаемый приплод (не нагулявшие жир животные либо не вступали в размножение, либо рожали ослабленных детенышей, которые вскоре гибли).
В данное время популяция кильки снизилась на порядок, а следом произошло и снижение количества осетровых рыб. Вдобавок мнемиопсис пожирает их икру, не давая шансов на размножение. Прогнозируется, что лов осетровых скоро можно будет исчислять всего лишь сотнями штук.
Ученые прикаспийских государств уже не первый год ищут пути борьбы с мнемиопсисом. В лабораториях России и Ирана был проведен ряд экспериментов с размножением берое. Было установлено, что с повышением температуры воды интенсивность питания Beroe резко увеличивается. В каспийской воде Beroe надо еще адаптироваться, так как каспийская вода имеет иной ионный состав и соленость, нежели азово-черноморская.
Исследования показали, что бероэ может жить и интенсивно расти на юге Каспия, при солености в 12-13 промилле. Темп питания бероэ был достаточно высоким (100 и более процентов от собственного веса тела в день) при 21-26 градусах тепла. Ежедневный рацион и темпы роста при 12.8 промилле были близки к значениям, характерным для Черного моря (где соленость достигает 18 промилле). На основании физиологических данных, была высказана уверенность, что бероэ может также, как и в Черном море, интенсивно питаться мнемиопсисом и резко сократить его численность в Каспийском море.
Российским ученым впервые в мире удалась адаптация берое. Период адаптации занимает 6-7 суток. Beroe otava отлавливается в Черном море и автотранспортом или авиацией доставляется на каспийское побережье. За период адаптации особи доводятся до половозрелого состояния и дают потомство. Полученное потомство живет практически в каспийской воде. Метод адаптации запатентован.
Однако, ученые расходятся в мнениях о возможности использования бероэ в условиях Каспия. Кто-то считает насущным вопросом расширение ареала выпуска адаптированных особей Beroe ovata в воды Каспия и необходимость того, чтобы все прикаспийские государства подключились к этой борьбе. Другие полагают такую деятельность бесперспективной. Остается уповать на то, что в силу различий природных условий на Каспии, вредный вселенец не сумеет его поработить полностью и привести к тотальной катастрофе.
[media=https://youtu.be/ZXJ_9f0Wqys]
Комментарии2