Мини-чат
Авторизация
Или авторизуйтесь через соц.сети
1
Evrocot
На uCrazy 9 лет 7 месяцев
Фотоподборки

От крепостного к академику: Жизнь и творчество художника К. А. Горбунова

«В моих глазах теперь все расцветает. Искусство всегда питало мою душу, но теперь оно согревает еще больше ее. Это уже не мечта, а самое дело... В настоящее время я только и живу, когда работаю... лучшее в жизни, — это искусство, живопись. Она сделалась моей богиней и самый процесс стал для меня чем-то святым... В настоящее время моя жизнь получила смысл, которого я прежде не видел, почему и предстоит много утешений в жизни». Так писал в одном из писем молодой художник К. А. Горбунов, недавно освободившийся от крепостной зависимости. Спустя не так уж много лет он станет академиком.

От крепостного к академику: Жизнь и творчество художника К. А. Горбунова
Портрет цыганки, 1851

Кирилл Антонович Горбунов родился в селе Владыкине Пензенской губернии (ныне Каменский район Пензенской области). Он был крепостным помещиков Владыкиных. Хозяйка отправила его в Москву, где он в 1836—1840 годах учился живописи в Московском художественном классе – организации, которую группа меценатов создала в 1830 году для того, чтобы учить талантливую молодежь, прежде всего из глубинки. Наставниками Горбунова были братья Василий и Алексей Добровольские, Иван Дурнов и Карл Рабус. Во время учебы молодой художник познакомился с Н. В. Гоголем и некоторыми другими литераторами. Окончив Московский художественный класс, Горбунов по совету Гоголя уехал в столицу. Там он занимался у Карла Брюллова. Брюллов проникся симпатией к своему ученику, много времени проводил с ним вместе и решил помочь получить вольную. Помимо прочего она была нужна и для того, чтобы поступить в Академию художеств. Крепостные могли посещать занятия в Академии, но не могли быть полноправными учениками и, как следствие, получать награды, а после выпуска – звание художника. Брюллов совместно с Василием Жуковским, Владимиром Одоевским и Михаилом Орловым помогли уговорить помещицу Владыкину освободить талантливого крепостного. В апреле 1841 года Горбунов поступил в Академию художеств и продолжил обучение у Брюллова. В сентябре 1843 года за живопись с натуры Горбунов был награждён серебряной медалью. В 1846 году он закончил Академию и получил звание свободного художника. В 1851 году за портрет профессора А. Т. Маркова художник получил звание академика портретной живописи. Горбунов был востребованным портретистом. Также он преподавал живопись в Смольном институте (1851—1888), в Александровском училище и частных учебных заведениях, участвовал в росписи храма Христа Спасителя.

От крепостного к академику: Жизнь и творчество художника К. А. Горбунова
портрет Владимира Михайловича Жемчужникова (1830-1884), 1854

Художник Л. М. Жемчужников вспоминал о Горбунове так: «Это был человек чисто русский, с открытой душой; черные волосы его были в кольцах; усы и бородка; рост средний, сложение крепкое. Горбунов прекрасно пел русские песни, сохраняя вполне народную удаль и простор звуков лихого степного певца. Голос его был молодой, звучный, громкий и приятный… Художник он был не без таланта; и при этом человек честный, чистой души и добрый... Когда у него родился сын, то он выписал из деревни свою мать, которая помогала ему в домашнем быту, облегчая жизнь своим неусыпным и умелым трудом. Все мы относились к почтенной старушке внимательно и с уважением... Подробности его знакомства с девушкой, на которой он женился, я узнал много лет спустя... Наш общий приятель художник Гофет встретил в Петербурге на улице слепую нищую, которую вела девочка лет двенадцати. Всматриваясь в нее, он нашел ее чрезвычайно хорошенькой и уговорил слепую приходить к нему с дочерью для натуры. Они посещали Гофета, и девочка, позируя, зарабатывала деньги, отдавая на хранение художнику П. А. Захарьину, так что мало-помалу набралось полтораста рублей. Сложения она была прекрасного, и проф. П. К. Клодт снял с нее формы верхней половины тела; формы эти, отлитые из гипса, перебывали в мастерских многих художников, в том числе и моей, и отданы Клодтом в Академию, где находятся и до сих пор. П. А. Захарьин привел натурщицу к Горбунову, который с нее писал, затем оставил у себя и вскоре на ней женился; прожил долго и счастливо. Семья у него была большая; на льготных условиях он купил землю в Царском Селе и построил на ней дачу, где и скончался». У Горбунова было 8 детей, и четверо из них так или иначе связали жизнь с искусством. По воспоминаниям современников, художник прекрасно пел, особенно народные песни.

Живописец умер на своей даче в 1893 году.

Некоторые работы

Портрет М. Ю. Лермонтова, 1841

Один из самых известных портретов М. Ю. Лермонтова. Некоторые находили его удачным, некоторые наоборот утверждали, что сходства мало. А. Краевский утверждал, что первоначальный вариант был похож, но испорчен, а реставрация была не очень удачной. Этот портрет считается последним прижизненным изображением поэта, и долгое время именно его печатали в сборниках произведений. Некоторые другие портреты литераторов также часто печатались в качестве иллюстраций к их книгам.


В 1883 году во время организации при Николаевском кавалерийском училище Лермонтовского музея офицеры лейб-гвардии Гусарского полка заказали портрет поэта в мундире этого полка. Для этой работы Горбунов использовал этюды, которые писал в 1841 году.

Иван Тургенев в возрасте 20 и лет, акварель (1838)

Портрет И. С. Тургенева (1872) Всероссийский музей А. С. Пушкина, Санкт-Петербург

Портрет А. В. Кольцова (1838)

Портрет В. Г. Белинского (1876) Всероссийский музей А. С. Пушкина, Санкт-Петербург

Белинский В. Г. (1838)

В Москве молодой художник познакомился со многими литераторами. Некоторых из них он изобразил на портретах.

Полторацкая Екатерина Павловна (1795-1869), ур.Бакунина 1869 холст, масло Государственный музей А. С. Пушкина, Москва

женский портрет (1874) Рыбинский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник

Портрет военного (1864) Северо Осетинский республиканский художественный музей, Владикавказ

Портрет В. П. Боткина (1838—1840) Государственный Эрмитаж

Портрет музыканта И. И. Билибина (1850) Государственная Третьяковская галерея, Москва

Комментариев пока нет

{{PM_data.author}}

{{alertHeader}}