Инквизиция [история + орудия пыток]
Я был там. Был. Я слышал эти стоны.
И видел как, пронзая чью-то плоть,
В нагое тело входит невесомый
И жгучий сгусток боли.
И тепло скользит по коже,
Превращаясь в красный
Неровный и немного липкий след,
Где жизнь и смерть
Единой вязкой массой стекают в лужу.
Краткая история.
16-е и 17-е столетия были временем преследования ведьм. В Германии процессы над ними начались сравнительно позже, чем в других странах, но по количеству казненных ведьм она превзошла всех.
Почти в каждой области Германии, в особенности в тех, где преобладало клерикальное влияние, преследователи ведьм в буквальном смысле неистовствовали.
В Эльбинге в 1590 году на протяжении восьми месяцев состоялось 65 процессов В Брауншвейге было сложено столько костров на площади казни, что современники сравнивали это место с сосновым лесом. В течение 1590-1600 годов были дни, когда сжигали по 10- 12 ведьм в день.
Магистрат города Нейссе соорудил особую печь для сжигания ведьм, в которой были сожжены в 1651 году 22 женщины, во всем княжестве Нейссе в течение девяти лет были сожжены более тысячи ведьм среди них были и дети в возрасте от двух до четырех лет. Свободный имперский город Линдгейм в 1631-1633, 1650-1653 1653 и 1661 годы отличался особенно жестокими преследованиями ведьм Подозреваемых бросали в ямы, "башни ведьм", и, не допуская никакой защиты, пытали до тех пор, пока они не сознавались.
В триерском епископстве с 1587 по 1593 год, во время епископства Иоанна, в 22 деревнях, прилегавших к Триеру, были сожжены 368 человек. В 1585 году после одного большого процесса в двух селениях уцелели только два человека.
Город Легамо за обилие процессов против ведьм приобрел название "гнездо ведьм".
В бамбергском епископстве, начиная с 1625 года по 1630-й, были сожжены более 900 человек.
В одном сочинении, изданном в 1659 году, говорится о распространении в стране колдовства следующее:
"Между осужденными находились канцлер доктор Горн, его сын, жена и дочери, также много знатных господ и некоторые члены совета, и даже многие лица, заседавшие с епископом за одной трапезой Они все сознались, что их более чем 1200 человек, связанных между собой служением дьяволу, и что если бы их колдовство и дьявольское искусство не были открыты то они сделали бы, чтобы в течение четырех лет во всей стране погиб весь хлеб и все вино, так что люди от голода съедали бы друг друга Другие сознавались, что они производили такие сильные бури, что деревья с корнем вырывались и большие здания обрушивались и что они хотели вызвать еще более сильные бури, чтобы обрушить Бамбергекую башню и т.д. Между ведьмами находились и девочки семи, восьми, девяти и десяти лет от роду, 22 девочки были осуждены и казнены, проклиная своих матерей, научивших их дьявольскому искусству. Колдовство до такой степени развилось, что дети на улице и в школах учили друг друга колдовать"
Процессы проходили удивительно быстро, судопроизводство было максимально упрощено Подсудимые допрашивались по 8-10 человек вместе, и их признания записывались в одном протоколе, причем для краткости они назывались не по именам, а по номерам: N1, N2, N3, и сжигались на одном костре по 8-10 человек.
В Вюрцбургском епископстве множество лиц подвергалось такому же преследованию С 1627 по 1629 год были сожжены более 200 человек разного возраста и пола по обвинению в колдовстве. Среди казненных находились канцлер с женой и дочерьми, член городского совета, самый толстый горожанин Вюрцбурга, два пажа, самая красивая девица Вюрцбурга, студент, говоривший на многих языках и притом бывший отличным музыкантом, директор госпиталя, два сына и дочь, а также жена городского советника, три церковных регента, 14 духовных лиц, один доктор теологии, одна толстая дворянка, одна слепая девушка, девочка девяти лет, ее младшая сестра, их мать и т.д.
В архиепископстве Кельнском со второй половины 16-го столетия преследование ведьм начало свирепствовать с силой урагана, вырывая из каждой семьи по нескольку членов и проникая во все слои общества.
Особенно много людей сожжено в Бонне. В одном частном письме мы читаем:
"У нас (в Бонне) сильно жгут. Нет сомнения, что половина города падет жертвой. Тут уже сжигали профессоров, кандидатов прав, пасторов, каноников, викариев и других духовных лиц. Канцлер со своей женой и жена тайного секретаря казнены, 7-го сентября сожгли 19-летнюю девушку, любимицу епископа, которая считалась самой красивой, самой благонравной во всем городе. Девочки от трех до четырех лет уже находятся в связи с дьяволом. Тут сжигали многих мальчиков от девяти лет"
Орудия пыток.
1.ПОЗОРНАЯ МАСКА
Виновные должны были надевать такие маски, когда появлялись на людях, чтобы все видели, что преступление раскрыто и виновный в нем раскаивается. Но маски порой были столь изощренной формы, что по ним трудно было догадаться о том, за какую именно провинность несет кару осуждённый. Чаще всего, маски изготавливали деревенские умельцы.
В Австрии женщины, которые одевались вызывающе, должны были носить такие маски — настоящие произведения искусства. В прошлые века было очень важно иметь незапятнанную репутацию в обществе. Многие наказания были бескровны и призваны выставить провинившегося на всеобщее осмеяние (позорный столб — одно из самых известных наказаний подобного рода, и его исчезновение должно удивлять, особенно в наше время, когда общественная мораль пала так низко).
2. ВИЛКА ЕРЕТИКА
Этот инструмент — плотно охватывающий шею кожаный ремень с четырьмя острыми шипами, вонзающимися в тело под подбородком и в районе грудины, препятствовал любым движениям жертвы, не мешая, однако, обвиняемому признавать свою вину. Эта разновидность вилки использовалась в судебных разбирательствах по обвинению в ереси и колдовстве, а также при обвинении в обычных преступлениях.
3.ФЛЕЙТА-ШУМЕЛКА
Термин «флейта-шумелка» использовался в некоторых итальянских документах XVIII века. Это изобретение применялось в качестве наказания для виновных в мелких проступках: спорах, нарушениях общественного порядка, использовании непристойных и нецензурных слов. Приспособление надевали на шею «преступнику» на различное время, причем пальцы обвиняемого помещали в специальные тиски. Инструмент также использовался в качестве кары для плохих музыкантов, чье слабое исполнение терзало уши знати.
4. ЖЕЛЕЗНЫЙ ТАПОК
Это устройство было разработано в Австрии в конце XVII века и по виду напоминает комфортабельные домашние тапочки нашего времени. С помощью винта регулировался размер в соответствии с мерой наказания. Виновный был обязан ходить по улицам города с колокольчиком, чтобы люди знали, что публичное наказание приводится в исполнение. Это сберегало силы палачей, поскольку «тапочки» сами обеспечивали пытку. Только представьте, каково это — ходить в тапках на три размера меньше вашего.
5.КОЛОДКИ
Первое, что бросалось в глаза на рыночной площади или у въездных ворот, были колодки, которые считались почти обязательным атрибутом любого средневекового города. Этот предмет, так же как и кандалы и позорные маски, принадлежал в разряду телесных наказаний, созданных для того, чтобы наказуемый являл собой живое увещевание для окружающих. Идея состояла в том, чтобы не только покарать конкретного преступника, но сохранить устои общества, защитить его от попрания общественной морали и этики. Заключением в колодки наказывали лжецов, воров, пьяниц и сварливых женщин. Это считалось легким наказание, но могло стать и более серьезным, если жертву, не имеющую возможности двигаться в своих деревянных оковах, народ начинал оскорблять, а зачастую толкать, шлепать, поджигать и даже наносить увечья. Жестокая щекотка боков жертвы или ее лица могла сделать наказание невыносимым. Такие случаи демонстрируют, насколько тонка грань, отделяющая поддержание общественного порядка от садизма.
6. РУЧНАЯ ПИЛА
Про нее нечего сказать, кроме того, что она вызывала смерть еще худшую, нежели смерть на костре. Орудие управлялось двумя людьми, которые распиливали осужденного, подвешенного вниз головой с ногами, привязанными к двум опорам. Уже сама позиция, вызывающая приток крови к головному мозгу, заставляла жертву переживать неслыханные муки в течение долгого времени. Этот инструмент использовался как наказание за различные преступления, но особенно охотно его применяли в отношении гомосексуалистов и ведьм. Нам представляется, что это средство широко употребляли французские судьи в отношении ведьм, которые забеременели от «дьявола ночных кошмаров» или даже от самого сатаны.
7.КРЕСЛО ДОПРОСА
Кресло допроса применялось в Центральной Европе. В Нюрнберге и Фегенсбурге до 1846 года регулярно проводились предварительные следствия с его использованием. Обнаженного узника усаживали на кресло в такой позе, что при малейшем движении в его кожу вонзались шипы. Обычно пытка длилась несколько часов, и палачи зачастую усиливали муки агонизирующей жертвы, протыкая ее конечности, применяя щипцы или другие орудия пытки. Подобные кресла имели различные формы и размеры, но все они были оборудованы шипами и средствами обездвиживания.
8.ТРОН
Этот инструмент был создан как позорный столб в форме стула, и саркастически назван Троном. Жертва помещалась вниз головой, а ее ноги укреплялись при помощи деревянных блоков. Подобная пытка пользовалась популярностью среди судей, желающих следовать букве закона. На самом деле, законодательство, регулировавшее применение пыток, позволяло использовать Трон только один раз в течение допроса. Но большинство судей обходило это правило, просто называя следующую сессию продолжением все той же первой. Использование Трона позволяло объявлять это одной сессией, даже если она длилась 10 дней. Поскольку использование Трона не оставляло неустранимых следов на теле жертвы, то оно очень подходило для длительного использования. Нужно отметить, что одновременно с этой пыткой заключенных «пользовали» также водой и каленым железом.
9.ЖЕЛЕЗНЫЙ САПОГ
В XVIII и XIX веках, перед тем как эпоха либерализма и падение абсолютных монархий вернули достоинство людям, эта пытка применялась к виновным в совершении различных преступлений, особенно в странах, говорящих на немецком языке. Судебные власти заботились о том, чтобы лучшие мастера ремесленного дела создавали всё более и более совершенные приспособления, позволяющие всё лучше осуществлять правосудие через страдание и всё эффективнее решать задачу по ослаблению воли заключенных. Эти железные сапоги, снабженные системой, аналогичной системе в тисках, постепенно сжимали голень жертвы, одновременно препятствуя ее попыткам встать. В Италии среди хулиганов общеупотребительной является фраза «Я тебе ноги переломаю!». Раньше это делалось на совершенно законных основаниях.
10.ДОЧЬ ДВОРНИКА или АИСТ
Использование термина «аист» приписывают Римскому Суду святейшей инквизиции в период со второй половины XVI в. до приблизительно 1650 года. То же название этому орудию пытки было дано Л.А.Муратори в его книге «Итальянские летописи» (1749).
Происхождение еще более странного названия «Дочь дворника» неизвестно, но оно дано по аналогии с названием идентичного приспособления в лондонском Тауэре. Каково бы ни было происхождение названия, это орудие является великолепным примером огромного разнообразия систем принуждения, которые применялись во времена Инквизиции. Позиция жертвы была тщательно продумана. Уже через несколько минут такое положение тела приводило к сильнейшему мышечному спазму в области живота и ануса. Далее спазм начинал распространяться в район груди, шеи, рук и ног, становясь все более мучительным, особенно в месте начального возникновения. По прошествии некоторого времени привязанный к Аисту переходил от простого переживания мучений к состоянию полного безумия. Часто, в то время как жертва мучилась в этой ужасной позиции, ее дополнительно пытали каленым железом и другими способами. Железные путы врезались в плоть жертвы и становились причиной гангрены, а иногда и смерти.
11.ПОКАЯННЫЕ РУБАШКИ
Эти средства можно отнести к разряду моральных пыток. Они применялись как наказание за мелкие нарушения. Их шили из грубого джута, украшали вышитым красным крестом. Виновный одевал подобную рубашку на определенный срок на богомолье, чтобы поклониться известным святыням или просто во время официальной церемонии. Во время покаяния грешников просили раскаяться и отречься от своих заблуждений и вновь принести клятвы веры. Иногда в процессе покаяния кающиеся должны были нести тяжелые железные или каменные четки. Совсем другой была одежда смертников. Они должны были надевать на казнь длинные рубахи, украшенные демоническими сценами или изображениями совершенных преступлений.
Использование покаянных рубашек, митр, четок было особенно популярно в Испании, где казни превратились в пышные церемонии, называемые Аутодафе, в которых толпу призывали участвовать. Осужденные, облаченные в мантии, называемые «сабенитос», выстраивались в определенном порядке в соответствии с тяжестью содеянного.
Печальную процессию возглавляли служители церкви, которые несли знамена Инквизиции, за ними следовал конвой, в чьи обязанности входила охрана заключенных. Порядок расположения осужденных был следующим: впереди те, чья вина невелика и кто мог торжественно отречься от своих заблуждений, затем приговоренные к телесным наказаниям, и после них те, кто должен быть передан гражданской власти для производства казни. Обычно несли также чучела тех, кому удалось бежать от Инквизиции и приговоренных заочно. Надо заметить, что активно участвующим в подобных церемониях церковь обещала индульгенцию на сорокадневное отпущение грехов, но мы думаем, что и без такой привилегии толпа была бы огромна.
12.СТУЛ ВЕДЬМЫ
Стул инквизиции, известный под названием стул ведьмы, высоко ценился как хорошое средство против молчаливых женщин, обвиняемых в колдовстве. Этот распространенный инструмент, особенно широко использовался австрийской инквизицией. Стулья были различных размеров и форм, все оснащенные шипами, с наручниками, блоками для фиксации жертвы и, чаще всего, с железными сиденьями, которые в случае необходимости можно было раскалить. Мы нашли свидетельства применения данного орудия для медленного умерщвления. В 1693 году в австрийском городе Гуттенберг судья Вольф фон Лампертиш вел процесс по обвинению в колдовстве Марии Вукинец, 57 лет. Она было посажена на стул ведьмы на одиннадцать дней и ночей, одновременно палачи прижигали ей ноги раскаленным железом (Insletplaster). Мария Вукинец умерла под пытками, сойдя с ума от боли, но не сознавшись в преступлении.
13.КОЗЛЫ ДЛЯ ВЕДЬМ
В основном, инструмент использовали для пыток подозреваемых в ереси или колдовстве. Были разработаны две разные модели. В одних случаях это были козлы из деревянных блоков пирамидальной формы, а в других — напоминали по внешнему виду зубчатую рейку с острыми краями (менее смертоносный вариант). В обоих случаях подследственного усаживали верхом на козлы, и верхушка (в первом случае) или края (во втором) прорывали тело, приводя к серьезным повреждениям гениталий. Очень часто к лодыжкам привязывали дополнительный груз, а к ступням прикладывали факелы или горячую золу. Мы встретили упоминание об использовании такого приспособления в отчете о судебном процессе над женщиной по имени Маддалена Лазари, проходившем в Бормио в 1673 г. В течение 4 месяцев она подвергалась различным пыткам, но не признавала свою вину. В конце концов, городской совет решил приговорить ее к 15 часам козлов с последующим повторением процедуры в случае непризнания вины. Продолжения не потребовалось, поскольку Маддалена Лазари, выдержавшая все остальные пытки, была сломлена этой через 3 часа. Тем не менее, ее пытали на козлах еще пять часов, чтобы она подтвердила свои «добровольные» признания. Затем ее приговорили к отсечению головы и последующему сожжению на костре. Прах ее был развеян по ветру.
14.ДЫБА-ПОДВЕС
Это, несомненно наиболее распространенная пытка, и она вначале часто использовалась в судопроизводстве, поскольку считалась легким вариантом пытки. Руки обвиняемого связывались за спиной, а другой конец веревки перебрасывали через кольцо лебедки. Жертву либо оставляли в такой позиции, либо сильно и непрерывно дергали за веревку. Нередко к ногам жертвы привязывали дополнительный груз, а тело рвали щипцами, такими как, например «ведьмин паку», чтобы сделать пытку менее мягкой. Судьи думали, что ведьмы знают множество способов колдовства, которые позволяют им спокойно переносить пытки, поэтому не всегда удается добиться признания. Мы можем сослаться на серию процессов в Мюнхене в начале XVII века в отношении одиннадцати людей. Шестерых из них непрерывно пытали при помощи железного сапога, одна из женщин подверглась расчленению груди, следующих пятерых колесовали, и одного посадили на кол. Они, в свою очередь, донесли еще на двадцать одного человека, которых незамедлительно допросили в Тетенванге. Среди новых обвиняемых было одна очень уважаемая семья. Отец умер в тюрьме, мать, после того, как ее подвергли испытанию на дыбе одиннадцать раз, призналась во всем, в чем ее обвинили. Дочь, Агнесса, двадцати одного года, стоически перенесла испытание на дыбе с дополнительным весом, но не признала своей вины, и только говорила о том, что она прощает своих палачей и обвинителей. Лишь через несколько дней непрекращающихся испытаний в камере пыток, ей сказали о полном признании ее матери. После попытки суицида она призналась во всех ужасных преступлениях, включая сожительство с дьяволом с восьмилетнего возраста, в пожирании сердец тридцати человек, участии в шабашах, в том, что вызывала бурю и отрекалась от Господа. Мать и дочка были приговорены к сожжению на костре.
15. ЖАРОВНЯ
В прошлом не существовало ассоциации «Международная амнистия», никто не вмешивался в дела правосудия и не защищал тех, кто попал в его лапы. Палачи были вольны выбирать любое, с их точки зрения подходящее средство для получения признаний. Часто они использовали и жаровню. Жертву привязывали к решетке и затем «поджаривали» до тех пор, пока не получали искреннее раскаяние и признание, что приводило к обнаружению новых преступников. И жизнь продолжалась.
16.ГАРРОТА
Это орудие казни использовалось в Испании до недавнего времени. Последняя официально зарегистрированная казнь с применением гарроты была произведена в 1975 году.
Смертника сажали на стул с руками, связанными за спиной, железный ошейник жестко фиксировал положение головы. В процессе казни палач закручивал винт, и железный клин медленно входил в череп осужденного, приводя к его смерти. Другая версия, более распространенная в последнее время, - удушение с помощью металлической проволоки. Этот способ казни часто показывают в художественных фильмах, особенно в фильмах о шпионаже.
Комментарии54