Экскурсия на коньячный завод в Ереване
Одним из основных пунктов программы осмотра Еревана было запланировано посещение коньячного завода.
В Ереване есть два крупных коньячных завода — «Арарат» и «Ной». Раньше это было одно большое предприятие, после развала СССР и последовавшей за этим приватизацией, возникло два завода-конкурента, расположенные друг напротив друга на разных берегах реки.
Давайте вместе побываем на заводе, где производят благородный напиток коньяк.
Наша поездка в Армению пришлась на дни новогодних каникул. Многие заведения и организации в Ереване в эти дни не работали. Достоверную информацию о режиме работы завода «Арарат» получить было практически негде, на автоответчике сообщалось, что с 1 до 7 января экскурсии не проводятся.
Обратные билеты на самолет у нас были взяты на 8 января, поэтому последний шанс на посещение был утром перед вылетом. С утра по телефону с нами опять поговорил автоответчик, но мы решили не сдаваться и провести разведку боем.
Такси остановилось около проходной Ереванского коньячного завода «Арарат».
Ереванский коньячный завод — крупнейшее предприятие по выпуску армянских коньяков. В 1998 завод был приватизирован, его хозяевами стали французы, они получили права на самые известные торговые марки, включая «Арарат», и очень пристально следят за качеством коньяков. Кстати, компания Pernod Ricard, которой принадлежит Ереванский коньячный завод, также владеет другими известнейшими торговыми марками, в частности, виски Chivas Regal, Jameson, Ballantine’s, ром Havana Club, джин Beefeater, текила Olmeca, водка Absolut, коньяк Martell, ликёр Malibu, шампанские Mumm и Perrier Jouet — это всё бренды одной компании.
Вход для экскурсий находится в паре сотен метров от проходной.
Увы, охранник, вышедший к нам навстречу, рассказал, что экскурсии еще не проводятся. Очень странное и непродуманное решение, учитывая, что именно на новогодние каникулы в Ереван приезжает множество туристов, да и у жителей города больше времени на то, чтобы посетить завод с экскурсией.
Отчаиваться не стоит, у нас есть запасной план — напротив находится Ереванский коньячно-винно-водочный комбинат Арарат, он же завод «Ной». Отправимся туда, благо идти совсем недалеко.
Вид с «Арарата» на «Ной».
Историческая родина армянского коньяка.
Парадная вывеска завода «Ной». С этой стороны входа нет, нужно пройти левее.
Мы пришли вовремя, за полчаса до начала экскурсий.
Дождаться начала экскурсии можно на проходной или в фирменном магазинчике.
Наконец, мы попадаем на территорию коньячного завода.
На территории видно сочетание нового и старого. В принципе, здесь можно гулять, очень красиво.
Наглядная агитация. Завод гордится своей историей, а гордиться есть чем. Об этом мы узнаем чуть позже.
Вот в таких машинах перевозят коньячные спирты — сырье для коньяков.
Пушки напоминают о прошлом.
Цистерны, цистерны, цистерны. Мы проходим мимо и попадаем в музей.
Историю виноделия в Армении традиционно начинают излагать с рассказа о Ное, который привез на священную гору Арарат не только семью и «каждой твари по паре», но и виноградную лозу. Да, Ной был первым виноделом, неслучайно завод носит его имя.
Первое коньячное производство в Армении было организовано на винном заводе, который располагался в Ереване на территории бывшей крепости Эривань, построенной еще в 16 веке персами. В начале 19 века крепость взяли русские войска.
Интересный факт: именно в крепости Эривань под руководством автора была поставлена пьеса А.С. Грибоедова «Горе от ума». Роли исполняли военные.
В 1853 году произошло сильное землетрясение, которое разрушило крепость.
В 1865 году территорию разрушенной крепости приобрел армянский купец Нерсес Таирянц, он же основал здесь сначала винодельческий завод, а затем, в 1887 году, и линию по производству коньяка. Производство коньяка велось по французским технологиям, а первый коньяк назывался на французский манер «Фин-Шампань».
Насос.
В 1898 году завод был передан в аренду российскому промышленнику Николаю Шустову, который год спустя выкупил завод у прежнего владельца.
Именно с Шустовыми связан расцвет коньячного производства. В оборудование, рецептуру и технологии были вложены немалые деньги.
Первые дубовые бочки были закуплены непосредственно во Франции, управляющие проходили обучение на французских предприятиях и внедряли в Ереване все достижения.
Благоприятный климат Араратской долины и выращиваемые здесь сорта винограда очень хорошо сказались на конечном результате. Шустов стал Поставщиком Двора Его Императорского Величества. Сейчас эта традиция возрождается: заключено соглашение о поставках местного коньяка в Кремль, история сделал полный виток.
О высочайшем качестве напитка говорит следующая история: в 1900 году образцы продукции были отправлены на выставку в Париже, на бутылках не было указано, где и кем был произведено содержимое. В результате «слепых тестов», образцы получили Гран-при. Тут-то и было объявлено, что это продукция завода Шустова. И хотя по правилам словом «коньяк» можно было называть напиток, произведенный в одноименной французской провинции, Шустову официально было разрешено называть свою продукцию именно коньяком.
Шустов был великолепным маркетологом. Для продвижения коньяка была использована неординарная схема. В лучшие рестораны Европы заходили шикарно одетые молодые люди, заказывали дорогие изысканные блюда, а в качестве напитка требовали шустовский коньяк. Когда коньяка не оказывалось, молодые люди уходили. Эти случаи вызвали массу обсуждений, владельцы ресторанов заинтересовались продукцией Шустова.
Помимо коньяка раньше производили и другие напитки, в частности, мадеру.
После революции завод был национализирован, производство коньяка было продолжено и развивалось усилиями талантливых технологов. Завод расширялся, армянский коньяк высоко ценился в СССР и даже за его пределами.
Эти бутылки с мадерой были спрятаны перед революцией, обнаружили их недавно в ходе реконструкции.
Пожалуй, самая известная история про армянский коньяк связана со Сталиным.
Во время Ялтинской конференции союзных держав 1945 года Иосиф Виссарионович угостил коньяком премьер-министра Великобритании. Сэр Черчилль был знатоком и ценителем алкогольных напитков, однако он отметил, что коньяк великолепен. С тех пор Черчиллю каждый месяц отправляли ящик 50-градусного коньяка «Двин». Однажды премьер обнаружил, что коньяк утратил былой вкус. Он высказал свое недовольство Сталину. Оказалось, что мастер Маргар Седракян, который занимался купажом коньяка, был сослан в Сибирь. По распоряжению Сталина, его вернули, восстановили в партии и в должности, обеспечили квартирой. С тех пор Черчилль стал снова получать любимый армянский коньяк, Позже главному технологу Седракяну присвоили звание Героя Социалистического Труда. Так коньяк спас человеку жизнь.
После развала СССР завод оказался в заброшенном состоянии. В 2002 году он был выкуплен армянским предпринимателем Гагиком Царукяном. Завод к тому времени пришлось восстанавливать, об этом периоде рассказывают фотографии «было – стало».
На открытие возрожденного завода приехал президент Армении.
Сегодня завод выпускает коньяки разных марок.
На витринах выставлена продукция завода «Ной». Некоторые коньяки имеют выдержку 25 и более лет.
На заводе бережно хранят бутылки, побывавшие на вершине Арарата. Армянские альпинисты взяли с собой семь бутылок коньяка, пять выпили на вершине, остальные привезли на завод.
Коньяк Kremlin выпускается в специально разработанных бутылках, дизайн которых создан по мотивам кремлевских звезд. Такой коньяк официально поставляется на приемы в Москве.
На экскурсии.
Интересный факт: не так давно в Ереване начато производство кошерного коньяка. Все этапы производства такого коньяка контролируются иудеями.
Сертификат кошерности.
В отдельных витринах представлены многочисленные награды. Это далеко не все.
Несколько стендов посвящены знаменитым посетителям завода. Вот, например, уголок Горького с его знаменитой в узких кругах цитатой.
Коньяк, посвященный Чубайсу.
Переходим на склад. На первом этаже посетителей встречают бочки с коньяком, заложенные в честь знаменитых людей.
С другой стороны не такие знаменитые бочки.
Раньше на заводе кроме коньяка производили вина и другие алкогольные напитки. Сейчас ничего кроме коньяков не закладывают, но старые запасы остались.
Дореволюционные бочки.
Спускаемся на лифте на три этажа вниз, в подвалы комбината. Тут хранятся самые старые запасы. Винные бочки значительно больше коньячных.
Автографы посетителей на бочках. Раньше это практиковалось, сейчас нам не предложили.
Объем запасов внушает уважения.
Чтобы у бочек не выбивало стены, их укрепляют при помощи вот таких распорок. Говорят, что здесь находятся немногие уцелевшие фрагменты стены той самой Эриваньской крепости.
Тут же вход в многокилометровые подземные ходы. Раньше по ним на осликах доставлялся виноград, собранный в округе.
Интересно, что внутри этих бочек? Если взять экскурсию с дегустацией, то можно не только получить ответ на этот вопрос, но и попробовать его на вкус.
Мадера 1924 года. Очень достойная, ощущается множество оттенков вкуса. Отдельный шарм придает атмосфера, в которой довелось продегустировать столь древний напиток.
Завтрак туриста.
Заходим в лифт и поднимаемся вверх.
Основной склад коньяков мы проезжаем мимо. Бочки и бочки. Только их очень много.
В зале для дегустаций нас учат правильно пить коньяк. Пробуем коньяк десяти- и двадцатилетней выдержки. Очень вкусно. Коньяки действительно отличаются.
Специалисты утверждают, что возраст коньяка можно проверить, немного взболтнув рукой, так, чтобы коньяк попал на стенки сухого бокала. Чем старше коньяк, тем дольше будут стекать его следы по стенкам, одна секунда соответствует одному году выдержки. Эксперимент показал, что на предоставленных образцах данное утверждение выполняется.
Чтобы определить, настоящий коньяк или нет, нужно капнуть его на ладони, растереть, дождаться пока капли подсохнут и похлопать. Если ладони липнут друг к дружке, то в коньяк добавлен сахар, это недопустимо.
Из дегустационного зала вышли в очень приподнятом настроении и, конечно, сразу отправились в фирменный магазин. Самый лучший сувенир, привезенный из Еревана – это настоящий коньяк.
Внимание! Разрешено провозить не более 2 литров на человека, впрочем, никого из нас не проверяли. Коньяк, купленный в дьюти-фри в зачет не идет, но там он дороже, чем на заводе или в крупных супермаркетах.
На встречу с друзьями мы приехали весёлые и жизнерадостные.
Будете в Ереване, обязательно побывайте на экскурсии на коньячном заводе.