Белокаменный храм Владимирской иконы Божией Матери в селе Быково.
Одна из самых необычных церквей - Владимирская церковь в Быково, Она уникальна не только потому, что принадлежит к романтизму и псевдоготике, но и потому, что храм имеет в плане форму овала или вытянутого эллипса, что никогда не практиковалось в русском храмовом зодчестве.
Возникновение села Быково относится к 14-му веку и впервые оно упоминается в духовной грамоте великого князя Дмитрия Донского, завещавшего его перед Куликовской битвой своим младшим сыновьям Василию и Ивану. Позже, в начале 17-го века, село Быково уже упоминается в окладных книгах казенного приказа как "великого государя дворцовое село у озера" с церковью Рождества Христова.
Является архитектурным памятником времен Екатерины Великой.
В старину на просторных лугах, расположенных в междуречье южнее Быково, находился скотопрогонный пункт, где откармливался скот перед его отправкой в Москву. Не исключено, что наименование села как раз и связано было с этим событием. Кстати, существовавший до революции в этих местах трактир тоже носил похожее название - "Бычий". В 1704 году указом Петра I село Быково было пожаловано ростовскому воеводе Иллариону Воронцову "за заслуги перед Отечеством». Во второй половине 18-го века, в 1762 году, село Быково переходит в собственность к видному сановнику М. М. Измайлову, турку по происхождению, перешедшему в одном из сражений на сторону русских и принявшему православие. Новый владелец был одним из участников дворцового переворота 1762, в результате которого на престол взошла Екатерина II.
В течение ряда лет он был начальником Экспедиции Кремлевского строения, с которым были связаны по службе В. И. Баженов и М. Ф. Казаков. Для перестройки усадьбы М. М. Измайлов привлек одного из самых талантливых архитекторов того времени - В. И. Баженова. Архитектор горячо взялся за работу и принял смелое решение в корне изменить облик барской усадьбы Новый дворец он решил построить в западной части усадьбы на дубовых сваях искусственного холма, землю для которого крестьянам пришлось таскать на себе в плетеных корзинах с мест, где были выкопаны три пруда. Одновременно с дворцом В. И. Баженов решил создать новый, по-настоящему архитектурно-парковый ансамбль, состоящий из церкви, парка, прудов, зимнего сада, грота и Эрмитажа.
Двухэтажный дворец из красного кирпича, несмотря на незначительные переделки, выполненные чуть позже швейцарским зодчим Бернардом Симоном, почти полностью хорошо сохранился до наших дней и производит яркое впечатление.
Его четыре фасада не повторяются. Так, например, южный фасад выполнен в классическом стиле и его украшает великолепный портик с кариатидами - колоннами в виде прекрасных женских фигур. На эти колонны опирается балкон. Перед портиком находится гульбище, обрамленное балюстрадой с вазами. Слева от дворца стоит высокая башня, на которой был установлен телескоп. Здесь же находились солнечные часы. С северной стороны в центре фасада можно увидеть парадную лестницу, украшенную греческими вазами. Парк был пейзажного типа (на английский манер). Достопримечательностью этого парка была аллея из черных роз, владельцы которого, покупали во Франции за золото. Эта аллея находилась восточнее дворца и пролегала до ближайшего пруда. Там же, у пруда, находилось двухэтажное здание Эрмитажа, предназначенное для музицирования и бесед хозяев с гостями. Кроме музыкального салона в Эрмитаже имелись фисташковая, оливковая, лиловая комнаты и комната-аквариум, у которой одна из стен была выполнена из стекла и выходила прямо на пруд, что позволяло наблюдать за поведением рыб.
К сожалению, после революции не сохранились ни аллея из роз, ни здание Эрмитажа, которое было разобрано на кирпичи для постройки столовой санатория. Деревья парка окаймляют два пруда, на одном из них сохранилась баженовская беседка - Храм Цереры - принадлежавшая к лучшим образцам парковой архитектуры конца 18 в. Беседка-ротонда имеет три поставленных по кругу пилона, чередующихся с коринфскими колоннами, несущими полусферу купола. Медальоны на стенах пилонов были украшены барельефами, ниши в интерьере - статуями.
Жемчужиной всей усадьбы, несомненно, была двухэтажная церковь, построенная по проекту В. И. Баженова в 1789 году в честь Владимирской Божьей Матери на месте, где исстари находилась деревянная церковь Рождества Христова. Специалисты утверждают, что это единственный у нас храм овальной формы. На его нижнем этаже был храм Рождества Христова, а на втором этаже - церковь Владимирской Божьей Матери.
К центральной части храма примыкает трапезная, увенчанная ротондой и крестом. Вход на второй этаж храма возможен через дивную двух-маршевую белокаменную лестницу с балюстрадой. Над кровлей храма возвышаются две башенки, одна из которых предназначалась для установки часов, а на другой было водружено семь колоколов, самый большой из которых весил 117 пудов, а самый маленький - всего 70 фунтов. В конце 19-го века рядом с церковью была построена большая колокольня, но так удачно и гармонично, как будто она была задумана самим Баженовым.
Роспись стен храма поздняя, была выполнена по просьбе прихожан в 1912 году, но не завершена. Храмовая икона Владимирской Божьей Матери появилась здесь после М. М. Измайлова, а до этого там находилась фамильная икона Измайловых - Казанской Божьей Матери. Следует упомянуть об иконе Николая-чудотворца, которая была подарена Николаем 1 одному из графов Воронцовых-Дашковых и находилась в верхнем храме.
После смерти М. М. Измайлова, у которого не было наследников, усадьба в Быково
перешла во владение к Воронцовым- Дашковым.
В начале нынешнего века в усадьбе Быково сменился хозяин: им стал инженер-путеец Иван Николаевич Ильин. Однако фактическим владельцем усадьбы до революции
была его жена, помещица Екатерина Андреевна. Существует романтическая легенда, что один из Воронцовых Дашковых в отсутствие жены устроил во дворце товарищеский ужин, на котором присутствовала и его возлюбленная, которой он якобы пообещал подарить этот дворец. Жена, узнав от одного из своих слуг об этом обещании, потребовала немедленно продать усадьбу. Так ее хозяевами стали Ильины. Но недолго им пришлось ею владеть. В России вспыхнула революция, к власти пришли большевики, которые вскоре и национализировали усадьбу в Быково. Старожилы вспоминают о том, как однажды утром они увидели идущую с небольшой котомкой на станцию Быково бывшую владелицу усадьбы, которая переехала на житье в Москву, где и прожила на Арбате до самой войны.
Ну, а как сложилась судьба бывшей усадьбы? Сразу после ее так называемой национализации, она была передана детскому дому для сирот красноармейцев. Из дворца стали постепенно исчезать дорогие картины, ковры, старинная мебель, хрустальные люстры. Потом сломали орган, серебряные трубы которого еще долго валялись в разных местах заброшенного парка. Исчезла розовая аллея, полностью была разрушена оранжерея, загажен святой источник, куда круглый год приходили за целебной водой верующие люди. Потом часто стали меняться арендаторы дворца, и чем их больше менялось, тем потери становились все ощутимей.
В конце концов, исчезли конюшня, оранжерея и был разобран на кирпичи Эрмитаж. А когда после войны арендатором дворца стал санаторий 4-го Управления Минздрава, то восточная часть парка была застроена жилыми домами и гаражами, а рядом с дворцом появились спальные корпуса барачного типа. В настоящее время парк находится в не очень надлежащем виде, дворец тоже постепенно разрушается, если так пойдет и дальше от былого великолепия не останется и следа. А чтобы лишний раз туристы не задавались вопросом об истинном происхождении сего чуда, рядом появилось пугающее учреждение...
Как видим, основные действия происходят в эпоху Екатерины II, где переписывалась вся русская история. Белокаменный храм переходил из рук в руки, архитекторы русские и иностранцы, а после окончания строительства храма, через 40 лет строят такую же по стилю колокольню. Всё это напоминает историю храма Знамения Богородицы в Дубровицах, об этом был пост. В России белокаменным храмам не повезло, они не вписывались своим видом в историческое построение, те, что дошли до нас под разной историей, это для нас удача. Как тут не вспомнить белокаменный Боголюбский монастырь Рождества Богородицы недалеко от Владимира. Когда стали проводить раскопки под его стенами, оказалось, что он построен на другом храме и большей частью перестроен.
Вот интересно, колонны в Быково оригинал или перестроены, как говорит история.
А сколько белокаменных не дошло до нашего времени?
У всех на слуху Москва белокаменная и где она, после всех передряг и Наполеона, основной частью исчезла. Не повезло в России белокаменным храмам, не повезло, от того, наверное, и распространена у нас реклама деревянной старины.
Но давайте беречь то, что сохранилось до наших дней. Наши предки умели строить не только с помощью топора и бревна, но как видим, были отличными каменных дел мастерами.