Что ждало легионера в армии Рима
Говорить о римском легионере как об универсальном типаже на протяжении всей истории Рима невозможно. Скажем, солдат Республики и поздней Империи совершенно не совпадают ни по социальному происхождению, ни по условиям службы, ни по комплексу вооружения. Но вывести что-то усредненное на момент пика могущества Рима возможно. Конечно, эта реконструкция (или портрет, если угодно) станет страдать некой условностью. Хотя для неофитов в истории Рима сгодится и такое, упрощенное представление.
Долгое время пойти служить в армию могли только граждане Рима и имеющие определенный имущественный ценз – экипироваться приходилось за свой счет. Соответственно, обозначив службу по призыву как некое почетное занятие для гражданина, об обеспечении пенсии можно было и не беспокоиться – в армию шли люди с достатком (наследие эллинов). Совсем уж нищеброды, даже при наличии гражданства, от призыва освобождались – чтобы не создавать нагрузку на казну.
К претендентам на службу предъявлялись довольно серьезные требования: здоровье, рост, личные качества. Все же армия в ту пору являлась особой кастой и вообще как бы существовала в некотором отрыве от общества – если говорить о каких-то моральных, правовых аспектах.
Для армии признавались годными мужчины в возрасте от 17 до 46 лет. Старше 46 лет уже для войны не годились, но на военное время таких старичков (до 60 лет включительно) привлекали для охраны тыла и поддержания общественного порядка.
В идеале (по римским понятиям) солдат всегда бывал чем-то занят. И лучше, если тренировкой. Но римлян легко можно отнести к прагматикам, так что они физкультуру как отдельную дисциплину не признавали. Отчего предпочитали занимать солдат физической работой. Иногда даже и немного бесполезной. Так что каждый воин с утра после завтрака получал от начальства наряд на день – укреплять лагерь, чистить уборные или термы, нести караул, ухаживать за ранеными или еще какие наряды – порой работа ради работы. Ну а тем, кому применения не находилось, отправлялись на оттачивания навыков владения оружием – вот тут имелись тренажеры. Собственно, тренировались деревянными макетами, превосходившими боевые оригиналы по массе раза в два – зато в бою потом вес оружия и не чувствовался.
Трижды в месяц даже в мирное время проводились марш-броски в полной выкладке – это примерно 30 км за 5 часов и с поклажей примерно на 35 кг. Неудивительно, что толстяков среди легионеров не существовало.
Вообще, солдату расслабиться не давали. Скажем, по уставу воинскому отряду полагалось каждый раз, останавливаясь на ночь, сооружать укрепленный лагерь. Причем с обязательным рвом и валом по периметру. И занимались этим воины не снимая доспехов – чтобы всегда быть готовым к возможным неприятностям вроде внезапного набега.
Дисциплина в армии даже в мирные дни отличалась строгостью. Впрочем, на некоторое игнорирование уставных требований могли смотреть и сквозь пальцы – особенно на окраинах империи. Скажем, жениться и обзаводиться семьей на время службы рядовым легионерам запрещалось. Но, как показали раскопки базовых лагерей, правило это соблюдалось не всегда. И часто гарнизоны обрастали бытом никак не меньше, чем иные деревеньки. И легионеры вполне открыто жили с женщинами, обзаводились потомством и вели вполне крестьянское хозяйство (или занимались каким ремеслом). И явление это носило массовый характер.
Вообще, солдатская зарплата по тем временам не считалась высокой. Хотя кормежка (как уже упоминалось) и медицинское обслуживание выходили уровнем повыше, чем у основной массы граждан. Так что главным стимулом служить являлась перспектива зажить после увольнения помещиком. И многие доживали – по разным оценкам от 60 до 70 % завербовавшихся до этого светлого времени доживали.
А вообще, срок службы постепенно увеличивался. И если когда-то ветеранское звание получал человек, прослуживший 6 лет, то позднее требовалось уже отдать армии 16 лет. А потом уже и 25-26 лет. Некая размытость в сроках возникала по простой причине – увольняли из армии раз в два года. Так что тут уж как кому повезет.
Итак, после увольнения ветеран получал гражданство (если раньше его не имелось), некоторые правовые льготы и участок плодородной земли. Вот только земля эта отмерялась на окраинах – появлялись целые ветеранские колонии. А большинству служивых хотелось прихватить землицы где-нибудь в родной Италии. Так что если какой видный военачальник планировал пробиться в императоры, то первым делом он обещал своим солдатам лишние денежки и земельные наделы где-нибудь поблизости от столицы.
Как бы то ни было, но ветеранов, получивших по выслуге лет землю, к числу недовольных причислить сложно – огромный процент людей, поступавших на службу в армию, относился к потомкам тех самых ветеранов. Служба в римской армии не считалась такой уж незавидной долей – просто обычный социальный лифт. Причем реально работающий.