Из-за чего в православии не принято кремировать
В каждой религии есть учение об умерших. Согласно таким учениям, последователи той или иной конфессии обязаны придерживаться определённых взглядов на способ захоронения и следовать им. Например, в буддизме и индуизме принято предавать тело огню.
Такой способ захоронения стал популярен и среди россиян. Однако Русская Православная Церковь выступает против кремации. С чем это связано?
Истоки кремации
Историки предполагают, что к кремации прибегали еще в эпоху среднего палеолита. А в начале железного века предки стали отдавать предпочтение именно этому способу захоронения. Однако данный обряд в большинстве христианских религий причисляется к языческим.
Связано это с тем, что именно древние греки и римляне, будучи еще язычниками, широко применяли кремацию в качестве религиозного обряда. Они верили, что огонь очищает душу умершего и помогает ей освободиться от физического тела.
Помимо этого кремацию нередко связывают с поклонением огню. Чтобы умилостивить своего бога, язычники таким образом приносили ему жертву. Дым от костра, по их мнению, помогал душе вознестись на небо.
Такая связь кремации с язычеством претит православным традициям. Именно поэтому РПЦ не благословляет данный способ захоронения. И выступает против постройки крематориев.
Однако даже в Библии есть несколько упоминаний о том, что чье-то тело было предано огню. Например, когда первый израильский царь Саул и его сыновья погибли в бою с филистимлянами, их тела кремировали, а затем погребли.
Таким образом, ни в Ветхом, ни в Новом Завете нет конкретных указаний и запретов относительно кремации. Все же церковь отвергает данный способ захоронения. В пользу этого мнения православные священники приводят несколько причин.
Вера в воскресение
Согласно вероучениям РПЦ, после второго пришествия Иисуса Христа все умершие воскреснут. Они должны вернуться к жизни в своем теле, так же как Христос. Такое учение, по мнению церкви, идет вразрез с сожжением умершего.
Правда, с точки зрения священников, Бог может воскресить любого человека, независимо от того, как он был захоронен. Несмотря на это, тело стоит именно предавать земле, так как это есть «лучший обычай» и таким образом проявляется уважительное отношение к останкам человека, в отличие от кремации.
Таким образом, вера в воскресение побуждает православных относиться к телу как к «храму Божию». Что исключает возможность его сожжения после смерти.
«Прах ты и в прах возвратишься…»
Эти слова из книги Бытия являются для православных еще одним основанием для того, чтобы придерживаться традиций погребения. По мнению верующих, процесс разложения тела должен происходить естественным образом, как любые другие природные процессы. И вмешиваться в них они не имеют права, так как даже это явление находится под контролем у Творца всего живого.
Кроме того, непринятие кремации как одного из видов захоронения, связано у православных с верой в святость нетленных мощей. Они убеждены, что в данном случае в процесс вмешался сам Бог, чтобы явить миру чудо и свидетельство об исключительной праведности усопшего. Все это было бы невозможным, если бы тело предавали огню.
Сосуд души
К одному из учений РПЦ относится и то, что тело человека – это сосуд души и Святого Духа. Именно поэтому усопший достоин почестей и захоронения в землю.
Такие обряды являются символом последующего воскрешения в День Суда. К тому же православные связывают свои убеждения с тем, что воскресший на третий день Иисус Христос был захоронен в склепе, а не предан огню.
Но даже несмотря на полное непринятие кремации, РПЦ в некоторых случаях делает исключения для верующих. Это касается, например, прихожан, живущих в странах, где иной вид захоронения запрещен законом. А также тех, чей родственник погиб от заразной болезни.
Истоки кремации
Историки предполагают, что к кремации прибегали еще в эпоху среднего палеолита. А в начале железного века предки стали отдавать предпочтение именно этому способу захоронения. Однако данный обряд в большинстве христианских религий причисляется к языческим.
Связано это с тем, что именно древние греки и римляне, будучи еще язычниками, широко применяли кремацию в качестве религиозного обряда. Они верили, что огонь очищает душу умершего и помогает ей освободиться от физического тела.
Помимо этого кремацию нередко связывают с поклонением огню. Чтобы умилостивить своего бога, язычники таким образом приносили ему жертву. Дым от костра, по их мнению, помогал душе вознестись на небо.
Такая связь кремации с язычеством претит православным традициям. Именно поэтому РПЦ не благословляет данный способ захоронения. И выступает против постройки крематориев.
Однако даже в Библии есть несколько упоминаний о том, что чье-то тело было предано огню. Например, когда первый израильский царь Саул и его сыновья погибли в бою с филистимлянами, их тела кремировали, а затем погребли.
Таким образом, ни в Ветхом, ни в Новом Завете нет конкретных указаний и запретов относительно кремации. Все же церковь отвергает данный способ захоронения. В пользу этого мнения православные священники приводят несколько причин.
Вера в воскресение
Согласно вероучениям РПЦ, после второго пришествия Иисуса Христа все умершие воскреснут. Они должны вернуться к жизни в своем теле, так же как Христос. Такое учение, по мнению церкви, идет вразрез с сожжением умершего.
Правда, с точки зрения священников, Бог может воскресить любого человека, независимо от того, как он был захоронен. Несмотря на это, тело стоит именно предавать земле, так как это есть «лучший обычай» и таким образом проявляется уважительное отношение к останкам человека, в отличие от кремации.
Кремация на костре в Японии, 1867 год
Таким образом, вера в воскресение побуждает православных относиться к телу как к «храму Божию». Что исключает возможность его сожжения после смерти.
«Прах ты и в прах возвратишься…»
Эти слова из книги Бытия являются для православных еще одним основанием для того, чтобы придерживаться традиций погребения. По мнению верующих, процесс разложения тела должен происходить естественным образом, как любые другие природные процессы. И вмешиваться в них они не имеют права, так как даже это явление находится под контролем у Творца всего живого.
Кроме того, непринятие кремации как одного из видов захоронения, связано у православных с верой в святость нетленных мощей. Они убеждены, что в данном случае в процесс вмешался сам Бог, чтобы явить миру чудо и свидетельство об исключительной праведности усопшего. Все это было бы невозможным, если бы тело предавали огню.
Сосуд души
К одному из учений РПЦ относится и то, что тело человека – это сосуд души и Святого Духа. Именно поэтому усопший достоин почестей и захоронения в землю.
Такие обряды являются символом последующего воскрешения в День Суда. К тому же православные связывают свои убеждения с тем, что воскресший на третий день Иисус Христос был захоронен в склепе, а не предан огню.
Но даже несмотря на полное непринятие кремации, РПЦ в некоторых случаях делает исключения для верующих. Это касается, например, прихожан, живущих в странах, где иной вид захоронения запрещен законом. А также тех, чей родственник погиб от заразной болезни.
Комментарии4