Fallout: Sonora – васянка на максималках или свежий взгляд на классику?
Пишет CatGeeks:
Серия Fallout всегда была про американскую культуру: критиковала её, отсылала к ней, была её частью. Тем удивительнее, что эти игры оставили такой след в сердцах геймеров именно из СНГ. Возможно виновато эхо Чернобыля, возможно то, что в год выхода своеобразный пост-апок был для них суровой реальностью. Однако факт остаётся фактом: разработчики до сих пор пытаются воспроизвести тот самый ностальгический опыт. Underrail, Atom RPG, Encased – все хотят сделать фолач на свой лад. Особняком стоят ребята из Nevada Band: вышедшие из под их пера Nevada и Sonora скромно называются модами и распространяются бесплатно, ведь сделаны они на движке оригинальных игр. Но по количеству нового контента они вполне потянули бы если не на номерную часть, то на спин-офф типа Tactics.
Итак, Fallout: Sonora. Действие игры происходит, как можно догадаться, в пустыне Сонора, что в реальности раскинулась на юге штата Аризона и севере Мексики. На момент начала сюжета на дворе 2167 год, а это значит, что чип в Убежище 13 пока ещё гонит чистую водичку, а в Шейди Сэндс едва закончили возводить халупы из глины. Главный герой имеет прозвище Крестьянин, что, конечно, звучит не так эпично, как Выходец из Убежища или Избранный, но так же отражает суть. Живёт он в изолированном поселении с названием Вилла и подозрительно плодородной почвой.
Жители Виллы возделывают маис, сводят к минимуму контакты с внешним миром и стараются избегать любых довоенных технологий, пока однажды их унылый быт не прерывают рейдеры, которые берут в плен и угоняют в неизвестном направлении большую часть населения. Крестьянин, по уважительной причине пропустивший весь движ, остаётся единственной боеспособной единицей, и теперь должен вернуть своих друзей и родных.
Завязка очень похожа на сюжетный поворот из второй части, и это не последний такой оммаж (отсылка? плагиат?) классическим частям. Так, первый же встреченный город, Гараж Сити, неуловимо напоминает антуражем и названием Джанктаун. Дальше мы встретим собор с таинственным культом внутри и атомной бомбой в подвале, спустимся в урановые шахты, посетим атомную электростанцию с персоналом исключительно из гулей, сплаваем на нефтяную платформу, поучаствуем в боях на ринге. Вроде и не копирка, но такое ощущение, что тебе хотят насильно запихнуть полный рот ягод-вспоминашек.
Тем не менее, не хочется обвинять создателей в лени или повторах, ведь хватает и полностью оригинальных локаций, в том числе нарисованных с нуля, и даже анимированных «говорящих голов». Художники неплохо попали в стиль оригинала, и новые спрайты не выглядят чужеродно рядом со старыми. Отличный пример – военная авиабаза близ города Тусон, где старые-недобрые робоглаза охраняют разбитые самолёты.
А еще для игры написали оригинальный саундтрек, и тут тоже стилистическое попадание настолько точное, что не сразу и отличишь, новая это музыка или старая.
Добавили также и новые предметы: броню, оружие, инструменты. Как я уже упомянул, год в игре ранний, а локация отдаленная, человечество сравнительно недавно выползло на радиоактивные руины. Поэтому «новинки» имеют вид кустарный и усталый. Обычно это самоделки из ржавого металла или убитые образцы гражданского вооружения, на фоне которых 10мм ПП выглядит лютой вундервафлей. Вообще, в целом редкость вещей сдвинута вверх. Если во второй части достать силовую броню можно было чуть ли не на старте, то здесь на долгое время лучшим вариантом станет кожаная – и это если повезёт. Резиновые сапоги, которые раньше позволяли неограниченно шлёпать по токсичным лужам, теперь плавятся и требуют замены. Патроны также всегда в дефиците, как и стимпаки, что не только делает бои труднее, но и отлично передаёт атмосферу всеобщей разрухи.
Отдельно хочется рассказать про фракции, потому что сделаны они ну очень хорошо. В первой части был злой Мастер и хорошее Братство Стали (потому что мочили злого Мастера). Во второй за власть боролись унылые мудилы из Города Убежища, харизматичные гады из Нью-Рино и ну-вроде-ничего-такие ребята из НКР (к тому же у них Танди во главе, камон, ребят, это же Танди).
В Соноре на лидерство претендуют Рейнджеры, Огнепоклонники и Жестянщики, а ещё несколько групп поменьше думают, под кого им лучше лечь. И однозначно хороших тут нет, как и однозначно плохих. Вроде Аризонские рейнджеры несут Закон и Порядок, и форма у них красивая, и всех Тексас Рэдов они порешат. Но многие жители с их территорий скажут вам, что они немногим лучше обычных бандитов, потому что отбирают не всю еду сразу. Или вот Огнепоклонники – ну однозначно говнюки: религиозный культ, рабов применяют, несогласных вешают. Однако, при разговоре по душам, их лидер скажет, что всё это для благой цели — принести в массы довоенные технологии. И подтвердит свои слова, ведь у них действительно есть научная лаборатория, где занимаются и лекарствами, и выращиванием еды. Но с опытами на людях. Кому верить — решайте сами.
Да что уж там, вот работорговцы, они семью украли, расстрелять их! Я так и сделал, и прямо у меня на глазах резко ухудшилась криминогенная обстановка в городе — раньше мелких бандитов они держали в узде. Короче говоря, мир прописан подробно, работает логично, а главное, реагирует на изменения непосредственно по ходу игры, а не только в финальных титрах.
Но не всё мне лить елей на создателей. Пора поговорить про игровую механику, куда они влезли по локти и наворотили всякого. Вкратце: скрытность теперь работает ещё менее понятно. Взлом и кража теперь имеют пороговые значения, если навык ниже порога — не даст даже попробовать взломать или украсть. Поменялась стоимость некоторых действий во время боя. У большинства оружия поменяли значение урона. Я подозреваю, что у одного из авторов Соноры есть двустволка, которую он нежно любит, иначе непонятно, почему обычный дробовик вдруг стал такой угрозой, да к тому же один из всех получил два типа амуниции – дробь и пулю, да ещё и возможность переснаряжать сигнальные патроны. Иными словами, авторы жёстко навасянили полную модификацию, чем только сбивают с толку олдфагов, которые пришли попробовать тех же щей, да погуще.
Или нет? Вот скажите, сколько раз вы использовали навык Ремонт во второй части? Сколько из них это помогало выполнить квест альтернативным путём? А заодно вспомните, сколько вы сэйвскамили, чтобы украсть что-то важное из кармана непися (и устыдитесь). Дело в том, что старые фолачи, как и многие другие игры, страдают от так называемого «геймдизайна из слоновой кости». Скажем так, мы-то все люди умные, образованные, и знаем почему это так необычно и интересно — никогда в жизни не брать перк «Здесь и сейчас». И что ловкость — королевская характеристика, а харизма — дампстат (ведь мисс Бишоп ведётся и на силу тоже). Но новый игрок легко может сделать неправильный выбор и испортить, а то и полностью запороть себе прохождение (реальная история, я так на Марипозе застрял).
Так вот, в Соноре довольно успешно попытались исправить эту проблему. Полезность навыков приведена к более-менее одинаковому значению: ремонт, наука, медицина значительно облегчат жизнь при выполнении некоторых квестов. Переработанный урон и ОД оружия позволяет эффективно использовать любой его вид (а не как в первой части, где ты либо с турбоплазмой, либо принимаешь стволы супермутантов). Пороговые значения делают игру более честной, к тому же, если навыка недостает, можно облегчить проверку при помощи расходников. Определённо, авторы с высоты прошедших годов посмотрели назад и исправили досадные недочёты в системе, улучшив качество жизни как для новичков, так и для старичков.
В заключение хочу сказать: игра работает в нативных 640х480, без всяких эйчди, но проблем с совместимостью на современных системах нет. Вылеты и баги сведены к минимуму. Цена – 0 крышек. Так что с чистой совестью рекомендую попробовать, из ностальгии или из любопытства.