Бабье сословие
В апреле 1896 года некий московский извозчик съезжал по крутому спуску к Трубной площади. Внезапно его пролётка налетела на рельсы конки и опрокинулась. Из экипажа выкинуло женщину, которая ударилась головой о мостовую...
Елена Дмитриевна Поленова (1850 – 1898)
Как следствие – болезнь, а через два года и безвременная кончина в возрасте 48 лет. Это была Елена Дмитриевна Поленова, младшая сестра прославленного художника В.Д. Поленова (автора знаменитого "Московского дворика"), одна из первых русских художниц-иллюстраторов.
Брат Василий в потрясении писал: «Она неутомимо работала, можно сказать, всю свою жизнь и всё время шла вперёд, и вот, когда талант её развился и окреп, когда полная творческих замыслов она могла бы дать ещё много высокодаровитого и интересного, жестокая судьба её убивает…»
В память о сестрёнке Лиле (так звали её в семье) Василий вместе с братом Алексеем учредили для молодых художников, желающих обучаться за границей, премию в 300 рублей.
В совсем нежном возрасте Лиля обратила на себя внимание художника Павла Чистякова, приглашённого в семью Поленовых для художественного образования детей. Однако она не могла по примеру старшего брата стать студенткой Академии Художеств, поскольку тогда женщины туда не принимались. Что оставалось? Думать о замужестве, подобно большинству барышень?
Оказавшись в Киеве у сестры Веры, Елена познакомилась и подружилась с талантливым медиком, профессором А.С. Шкляревским. Но... их браку решительно воспротивилось семейство Поленовых. После этой катастрофы на семейном фронте Елена решила свою жизнь посвятить искусству и общественной деятельности.
Она оканчивает с медалями рисовальную школу при Обществе Поощрения Художеств (1878–1880) – и получает предложение отправляться на стажировку в Париж.
«Какой скандал, Вася, – сообщает она брату, – меня посылают в командировку за границу от О-ва поощрения. Я думаю, это первый пример в истории, по крайней мере в русской, чтобы особа нашего бабьего сословия получала поручение и отправляема была в командировку»...
Вернувшись в 1882 году в Москву, Елена с братом Василием попадают в кружок талантливой молодёжи: А.Я. Головин, К.А. Коровин, И.И. Левитан, М.В. Нестеров… Елена ходит на этюды с Коровиным, шьёт костюмы для театральных постановок, гостит в знаменитом имении Мамонтовых Абрамцево, знакомится с Виктором Васнецовым…
Васнецов наводит Елену на мысль о том, что русские дети растут на зарубежных сказках и иностранных образах. (Да-да, XIX век! Как мало меняется русская жизнь...) И не представляют себе, как выглядят, например, Баба-Яга и её избушка. (Но всё же меняется – у нынешних детей хотя бы с этим проблем нет.) Так «абрамцевский художественный кружок» сыграл заметную роль в развитии национальной культуры.
За двенадцать лет активной работы Поленова создала рисунки к более чем двадцати русским народным сказкам и поговоркам.
Мастерски владея техникой акварели, художница долго не решалась взяться за масло. Любимый учитель Чистяков настоял. И первую же её картину маслом «Иконописная мастерская XVI века» приобретает Третьяков.
Репин утверждал, что её этюды лучше шишкинских. Мастера кисти рубежа ХIX-ХХ веков числили Елену Поленову «крёстной матерью» русского модерна. И. Билибин, С. Малютин, Г. Нарбут, Д. Митрохин с гордостью полагали себя её учениками.
«Какой талант! Какой необыкновенный, какой оригинальный талант, какая необычайная способность к русскому стилю, никем у нас не понимаемому и даже скорее всего презираемому и затаптываемому в грязь (В. Стасов).
«Поленова заслужила себе вечную благодарность русского общества тем, что она первая из русских художников обратила внимание на самую художественную область в жизни – на детский мир, на его странную, глубоко поэтическую фантастику. Она нежный, чуткий и истинно добрый человек, проникла в этот замкнутый детский мир и угадала его своеобразную эстетику» (А. Бенуа).
Брат Василий в потрясении писал: «Она неутомимо работала, можно сказать, всю свою жизнь и всё время шла вперёд, и вот, когда талант её развился и окреп, когда полная творческих замыслов она могла бы дать ещё много высокодаровитого и интересного, жестокая судьба её убивает…»
Е.Д. Поленова. Иллюстрация к сказке "Гуси-лебеди"
В память о сестрёнке Лиле (так звали её в семье) Василий вместе с братом Алексеем учредили для молодых художников, желающих обучаться за границей, премию в 300 рублей.
В совсем нежном возрасте Лиля обратила на себя внимание художника Павла Чистякова, приглашённого в семью Поленовых для художественного образования детей. Однако она не могла по примеру старшего брата стать студенткой Академии Художеств, поскольку тогда женщины туда не принимались. Что оставалось? Думать о замужестве, подобно большинству барышень?
Оказавшись в Киеве у сестры Веры, Елена познакомилась и подружилась с талантливым медиком, профессором А.С. Шкляревским. Но... их браку решительно воспротивилось семейство Поленовых. После этой катастрофы на семейном фронте Елена решила свою жизнь посвятить искусству и общественной деятельности.
Е.Д. Поленова. Иллюстрации к русским сказкам
Она оканчивает с медалями рисовальную школу при Обществе Поощрения Художеств (1878–1880) – и получает предложение отправляться на стажировку в Париж.
«Какой скандал, Вася, – сообщает она брату, – меня посылают в командировку за границу от О-ва поощрения. Я думаю, это первый пример в истории, по крайней мере в русской, чтобы особа нашего бабьего сословия получала поручение и отправляема была в командировку»...
Вернувшись в 1882 году в Москву, Елена с братом Василием попадают в кружок талантливой молодёжи: А.Я. Головин, К.А. Коровин, И.И. Левитан, М.В. Нестеров… Елена ходит на этюды с Коровиным, шьёт костюмы для театральных постановок, гостит в знаменитом имении Мамонтовых Абрамцево, знакомится с Виктором Васнецовым…
Васнецов наводит Елену на мысль о том, что русские дети растут на зарубежных сказках и иностранных образах. (Да-да, XIX век! Как мало меняется русская жизнь...) И не представляют себе, как выглядят, например, Баба-Яга и её избушка. (Но всё же меняется – у нынешних детей хотя бы с этим проблем нет.) Так «абрамцевский художественный кружок» сыграл заметную роль в развитии национальной культуры.
Е.Д. Поленова. В избушке Бабы-Яги
За двенадцать лет активной работы Поленова создала рисунки к более чем двадцати русским народным сказкам и поговоркам.
Мастерски владея техникой акварели, художница долго не решалась взяться за масло. Любимый учитель Чистяков настоял. И первую же её картину маслом «Иконописная мастерская XVI века» приобретает Третьяков.
Е.Д. Поленова. "Иконописная мастерская"
Репин утверждал, что её этюды лучше шишкинских. Мастера кисти рубежа ХIX-ХХ веков числили Елену Поленову «крёстной матерью» русского модерна. И. Билибин, С. Малютин, Г. Нарбут, Д. Митрохин с гордостью полагали себя её учениками.
Е.Д. Поленова. "Череп и розы" ("Перед экзаменами")
«Какой талант! Какой необыкновенный, какой оригинальный талант, какая необычайная способность к русскому стилю, никем у нас не понимаемому и даже скорее всего презираемому и затаптываемому в грязь (В. Стасов).
Е.Д. Поленова. "Без сил, без денег. Бытовая сцена"
«Поленова заслужила себе вечную благодарность русского общества тем, что она первая из русских художников обратила внимание на самую художественную область в жизни – на детский мир, на его странную, глубоко поэтическую фантастику. Она нежный, чуткий и истинно добрый человек, проникла в этот замкнутый детский мир и угадала его своеобразную эстетику» (А. Бенуа).
Пожалуйста оцените статью и поделитесь своим мнением в комментариях — это очень важно для нас!
Комментариев пока нет