За что священников недолюбливали крестьяне в царской России
Современные православные писатели распространяют заблуждение о том, что в Российской империи существовала гармония между светской и духовной властью, и что именно к этому должна стремиться наша страна. Тем не менее, исторические документы и события, произошедшие в прошлом, свидетельствуют о противоположном.

Советская карикатура об отношении духовенства к крестьянам.
Состояние духовенства
В 19 веке и перед революцией 1917 года духовенство переживало глубокий кризис. В период с 1867 по 1891 годы число желающих поступить в семинарии и другие духовные учебные заведения сократилось с 53 тысяч до 50 тысяч человек. В 1863 году семинаристам разрешили обучаться в университетах, что в течение десяти лет привело к тому, что 46% студентов университетов стали бывшими семинаристами. Дети священников теряли интерес к пастырской деятельности и выбирали светские профессии, становясь инженерами, юристами и учеными.
Также наблюдалось снижение уровня образования среди священнослужителей. В Пермской епархии доля священников с полным богословским образованием упала с 80% в начале 1900-х до 30% к 1917 году. Сельские священники жили в нищете, в отличие от столичных иерархов. Императрица Александра Федоровна отмечала, что священники, которых она знала, были малограмотными.

Священник (в шляпе), Пермская губерния, 1910-е.
Отношение крестьян к священникам
Крестьяне составляли более 80% населения Российской империи и занимали низшее сословие, что определяло отношение высших классов к ним.
Во время Революции 1905-1907 годов крестьяне проявляли агрессию к духовенству: всего за год с начала революции было убито 31 священник, разорены 12 церквей и 2 монастыря.
В 1907 году представители духовенства писали:
Крестьяне считали духовенство эксплуататорским классом, который удерживает трудящихся в невежестве и нищете.
Сельские жители беспокоились о церковно-монастырских землевладениях. Во время первой революции крестьяне выступали против церкви как крупного землевладельца, требующего высокие поборы за обряды. Были случаи, когда священники отказывались венчать молодоженов за недостаточную оплату, а за исповедь просили по 12 копеек с человека.
Кроме того, крестьяне не одобряли, что духовенство поддерживало помещиков в их правах на землю.
Однако именно поборы духовенства были основной причиной недовольства крестьян:

Василий Перов, "Монастырская трапеза".
Священники В. Рюминский и М. Левитов в брошюрах времен первой революции утверждали, что разговоры о "народе-богоносце" не имеют ничего общего с действительностью:
Рюминский отмечал, что крестьяне, как на базаре, торгуются со священниками при совершении церковных обрядов.

Архиепископ Тихон (будущий патриарх) и император Николай, 1913 год.
Фольклорист Александр Афанасьев в собранных "Заветных сказках" отмечал, что наиболее непристойные сказки связаны со священниками, их женами и дочерьми. Александр Пушкин в "Сказке о попе и его работнике Балде" подшучивает не только над священником, но и над его семьей:
Поповна о Балде лишь и печалится,
Попенок зовет его тятей...
Рюминский полагал, что причина нелюбви крестьян к духовенству заключается в том, что священники потакали преступлениям властей. Он призывал разорвать "нечестивый союз" власти и церкви.
Императрица Александра Федоровна подчеркивала, что духовенство не понимает ни церковно-государственных отношений, ни истинной веры народа и его потребностей.













