Модерн в архитектуре Европы. Часть 5
Этот пост посвящён архитектуре Модерна в Скандинавии.
Своего рода центробежные тенденции, имевшие своим результатом усиление внимания к задаче выявления региональной или национальной специфики вновь создававшихся произведений архитектуры, проявлялись в основном в “периферийных” зонах Европейского континента. Этому, видимо, способствовало “окраинное” положение тех или иных стран и этносов, в большей или меньшей степени ощущавших свою отдалённость от “материка”. Но, кроме того, подобные тенденции могли питаться и сугубо конкретными историческими и политическими обстоятельствами, среди которых на первое место следует поставить стремление зависимых народов освободиться от опеки более сильных держав и наций; в связи с этим усиливалась и тяга к национальной и культурной самоидентификации. Самое важное для истории значение такие процессы особенно ясно показали как раз на рубеже XIX и XX веков, в пору распространения и утверждения в архитектуре Европы стиля Модерн. Вот почему в искусстве Модерна отчётливо обозначилась тенденция к выявлению собственных исторических корней; пожалуй, особенно настойчиво она заявляла о себе в странах Северной Европы, сумевших, несмотря на все исторические коллизии, сохранить к началу XX столетия веками складывавшуюся яркую самобытность.
Здесь сразу может возникнуть вопрос: ведь Модерн – это обязательно новое, незнакомое, так при чём же тут исторические корни? Этот вопрос абсолютно закономерен, но в поисках ответа на него надо обязательно учитывать наличие в Модерне одного из его основных качеств – ярко выраженной противоречивости, возникшей как следствие и мимолётности, и неустойчивости “нового стиля”. Модерн проявил поразительную способность к прорастанию в развивавшиеся синхронно с ним художественные направления, подчас враждебные ему по существу. И формирование национально-романтической ветви Модерна стало одним из результатов подобного сплетения (часто весьма причудливого) новаторских и традиционных черт, объединённых под знаком нового понимания пространства и формы. В произведениях художников и поэтов северных стран словно оживали образы древнего карельского эпоса или легенд времени викингов. Тема “хладных скал” и дремучих таинственных лесов, воспеваемых мастерами кисти, находила продолжение в архитектуре; её суровый, подчёркнуто исторический склад создавался с помощью камня и дерева – традиционных материалов, образцы искусного владения которыми давали произведения народных и средневековых мастеров. В Норвегии на этой почве в XIX веке сложился романтический “Драконный стиль” (или “стиль Викинг”); но в нём ведущую роль играли декоративные формы, напоминавшие об украшениях средневековых деревянных храмов, где устрашающие изображения сказочных драконов действительно встречались часто. На более серьёзной, собственно архитектурной основе на исходе XIX столетия началось развитие “Финляндского Модерна” и шведского национального романтизма, сумевших инициировать развитие их петербуржского ответвления. Вдохновлённый финско-шведским примером, “северный модерн” Петербурга вскоре доказал свою способность к достижению собственных высокохудожественных результатов.
Здесь сразу может возникнуть вопрос: ведь Модерн – это обязательно новое, незнакомое, так при чём же тут исторические корни? Этот вопрос абсолютно закономерен, но в поисках ответа на него надо обязательно учитывать наличие в Модерне одного из его основных качеств – ярко выраженной противоречивости, возникшей как следствие и мимолётности, и неустойчивости “нового стиля”. Модерн проявил поразительную способность к прорастанию в развивавшиеся синхронно с ним художественные направления, подчас враждебные ему по существу. И формирование национально-романтической ветви Модерна стало одним из результатов подобного сплетения (часто весьма причудливого) новаторских и традиционных черт, объединённых под знаком нового понимания пространства и формы. В произведениях художников и поэтов северных стран словно оживали образы древнего карельского эпоса или легенд времени викингов. Тема “хладных скал” и дремучих таинственных лесов, воспеваемых мастерами кисти, находила продолжение в архитектуре; её суровый, подчёркнуто исторический склад создавался с помощью камня и дерева – традиционных материалов, образцы искусного владения которыми давали произведения народных и средневековых мастеров. В Норвегии на этой почве в XIX веке сложился романтический “Драконный стиль” (или “стиль Викинг”); но в нём ведущую роль играли декоративные формы, напоминавшие об украшениях средневековых деревянных храмов, где устрашающие изображения сказочных драконов действительно встречались часто. На более серьёзной, собственно архитектурной основе на исходе XIX столетия началось развитие “Финляндского Модерна” и шведского национального романтизма, сумевших инициировать развитие их петербуржского ответвления. Вдохновлённый финско-шведским примером, “северный модерн” Петербурга вскоре доказал свою способность к достижению собственных высокохудожественных результатов.
Дом А. Галлен-Каллела в Руовеси. 1894-1895. Общий вид.
Дом А. Галлен-Каллела в Руовеси. Интерьер
Л. Сонк
Вилла К. Хальберга 1896-1922
Вилла К. Хальберга 1896-1922
Л. Сонк
Вилла Айнола в Ярвенпяя. 1903-1904
Вилла Айнола в Ярвенпяя. 1903-1904
Э. Сааринен, Г. Гезеллиус, А. Линдгрен
Усадьба Виттерск. 1901-1903. Основной дом. Вид с востока
Усадьба Виттерск. 1901-1903. Основной дом. Вид с востока
Э. Сааринен, Г. Гезеллиус, А. Линдгрен
Усадьба Виттерск. Гостиная
Усадьба Виттерск. Гостиная
Э. Сааринен, Г. Гезеллиус, А. Линдгрен
Загородный дом Витторп в Киркконумми. 1901-1904. Проектная перспектива с северо-запада
Загородный дом Витторп в Киркконумми. 1901-1904. Проектная перспектива с северо-запада
Э. Сааринен, Г. Гезеллиус, А. Линдгрен
Загородный дом Витторп в Киркконумми. Общий вид с юга
Загородный дом Витторп в Киркконумми. Общий вид с юга
Э. Сааринен, Г. Гезеллиус, А. Линдгрен
Усадьба Суур-Мерийоки в окрестностях Выборга. 1901-1904
Усадьба Суур-Мерийоки в окрестностях Выборга. 1901-1904
Э. Сааринен, Г. Гезеллиус, А. Линдгрен
Акварельный эскиз к проекту усадьбы Суур-Мерийоки. 1902
Акварельный эскиз к проекту усадьбы Суур-Мерийоки. 1902
Э. Сааринен, Г. Гезеллиус, А. Линдгрен
Усадьба Суур-Мерийоки в окрестностях Выборга. Интерьер
Усадьба Суур-Мерийоки в окрестностях Выборга. Интерьер
Л. Сонк
Церковь Святого Михаила в Турку. 1899-1904
Церковь Святого Михаила в Турку. 1899-1904
Л. Сонк
Церковь Святого Михаила в Турку. Интерьер
Церковь Святого Михаила в Турку. Интерьер
Л. Сонк
Собор Святого Иоанна в Тампере. 1900-1907
Собор Святого Иоанна в Тампере. 1900-1907
Л. Сонк
Собор Святого Иоанна в Тампере. Оформление входа
Собор Святого Иоанна в Тампере. Оформление входа
О. Тарьянне
Национальный театр в Хельсинки. 1899-1902
Национальный театр в Хельсинки. 1899-1902
О. Тарьянне
Национальный театр в Хельсинки. Деталь
Национальный театр в Хельсинки. Деталь
О. Тарьянне
Национальный театр в Хельсинки. Деталь
Национальный театр в Хельсинки. Деталь
Э. Сааринен, Г. Гезеллиус, А. Линдгрен
Здание страхового общества “Похьола” в Хельсинки. 1899-1901. Чертёж фасада
Здание страхового общества “Похьола” в Хельсинки. 1899-1901. Чертёж фасада
Э. Сааринен, Г. Гезеллиус, А. Линдгрен
Здание страхового общества “Похьола” в Хельсинки. Общий вид с Алексантеринкату
Здание страхового общества “Похьола” в Хельсинки. Общий вид с Алексантеринкату
Э. Сааринен, Г. Гезеллиус, А. Линдгрен
Здание страхового общества “Похьола” в Хельсинки. Фрагмент
Здание страхового общества “Похьола” в Хельсинки. Фрагмент
Э. Сааринен, Г. Гезеллиус, А. Линдгрен
Здание Национального музея в Хельсинки. 1905-1910
Здание Национального музея в Хельсинки. 1905-1910
Э. Сааринен, Г. Гезеллиус, А. Линдгрен
Здание Национального музея в Хельсинки. Главный вход
Здание Национального музея в Хельсинки. Главный вход
Э. Сааринен, Г. Гезеллиус, А. Линдгрен
Здание Национального музея в Хельсинки. Башня
Здание Национального музея в Хельсинки. Башня
Э. Сааринен, Г. Гезеллиус, А. Линдгрен
Здание Национального музея в Хельсинки. Деталь
Здание Национального музея в Хельсинки. Деталь
Э. Сааринен, Г. Гезеллиус, А. Линдгрен
Здание Национального музея в Хельсинки. Деталь
Здание Национального музея в Хельсинки. Деталь
Э. Сааринен, Г. Гезеллиус, А. Линдгрен
Вокзал в Хельсинки. 1904-1914
Вокзал в Хельсинки. 1904-1914
Э. Сааринен, Г. Гезеллиус, А. Линдгрен
Вокзал в Хельсинки. Интерьер
Вокзал в Хельсинки. Интерьер
Э. Сааринен, Г. Гезеллиус, А. Линдгрен
Вокзал в Хельсинки. Оформление бокового входа
Вокзал в Хельсинки. Оформление бокового входа
Э. Сааринен, Г. Гезеллиус, А. Линдгрен
Вокзал в Хельсинки. Фрагмент
Вокзал в Хельсинки. Фрагмент
Э. Сааринен, Г. Гезеллиус, А. Линдгрен
Вокзал в Хельсинки. Главный вход
Вокзал в Хельсинки. Главный вход
Л. Сонк
Здание Телефонной компании в Хельсинки. 1904-1905
Здание Телефонной компании в Хельсинки. 1904-1905
Л. Сонк
Здание Телефонной компании в Хельсинки. Портал главного входа
Здание Телефонной компании в Хельсинки. Портал главного входа
Э. Сааринен, Г. Гезеллиус, А. Линдгрен
Дом №17 на Фабианинкату в Хельсинки. 1900-1901
Дом №17 на Фабианинкату в Хельсинки. 1900-1901
Э. Сааринен, Г. Гезеллиус, А. Линдгрен
Дом Тальберга в районе Катаянокка (Хельсинки). 1898
Дом Тальберга в районе Катаянокка (Хельсинки). 1898
Улица Луотсикату в районе Катаянокка (Хельсинки)
Э. Сааринен, Г. Гезеллиус, А. Линдгрен
Жилой дом “Эол” в районе Катаянокка (Хельсинки) 1901-1903. Оформление входа
Жилой дом “Эол” в районе Катаянокка (Хельсинки) 1901-1903. Оформление входа
Г. Эстландер
Дома №17 и 19 на Альбертинкату в Хельсинки. 1906-1907
Дома №17 и 19 на Альбертинкату в Хельсинки. 1906-1907
Л. Сонк
Дом Тиркконена в Тампере. 1900-1901
Дом Тиркконена в Тампере. 1900-1901
В. Лённ
Пожарное депо в Тампере. 1906-1908
Пожарное депо в Тампере. 1906-1908
Г. Нюстрем
Здание Музея изобразительных искусств в Турку. 1908
Здание Музея изобразительных искусств в Турку. 1908
У. Улберг, А. Гюлден
Здание конторы “Хакман и Ко” в Выборге. 1909
Здание конторы “Хакман и Ко” в Выборге. 1909
П. Уотила
Дом Москвина в Выборге. 1907-1908
Дом Москвина в Выборге. 1907-1908
П. Уотила
Дом №6 на Железнодорожной улице в Выборге. 1908
Дом №6 на Железнодорожной улице в Выборге. 1908
У. Улберг
Административно-жилое здание на проспекте Ленина, 12, в Выборге. 1911-1915. Фрагмент фасада
Административно-жилое здание на проспекте Ленина, 12, в Выборге. 1911-1915. Фрагмент фасада
Й. Стенбек
Церковь в Койвисто (Приморск). 1902-1904
Церковь в Койвисто (Приморск). 1902-1904
Л. Сонк
Церковь Каллио в Хельсинки. 1908-1912 Деталь северного фасада
Церковь Каллио в Хельсинки. 1908-1912 Деталь северного фасада
Л. Сонк
Церковь Каллио в Хельсинки. 1908-1912 Общий вид с юга
Церковь Каллио в Хельсинки. 1908-1912 Общий вид с юга
Л. Сонк
Церковь Каллио в Хельсинки. Общий вид с севера
Церковь Каллио в Хельсинки. Общий вид с севера
Л. Сонк
Церковь Каллио в Хельсинки. Апсида
Церковь Каллио в Хельсинки. Апсида
Л. Сонк
Здание Финского ипотечного общества в Хельсинки. 1907-1908
Здание Финского ипотечного общества в Хельсинки. 1907-1908
Л. Сонк
Здание Финского ипотечного общества в Хельсинки. Портал
Здание Финского ипотечного общества в Хельсинки. Портал
Л. Сонк
Здание Биржи на Фабианинкату, 14 в Хельсинки. 1910-1911
Здание Биржи на Фабианинкату, 14 в Хельсинки. 1910-1911
Л. Сонк
Здание Биржи на Фабианинкату, 14 в Хельсинки. Фрагмент фасада
Здание Биржи на Фабианинкату, 14 в Хельсинки. Фрагмент фасада
Л. Сонк
Здание Биржи на Фабианинкату, 14 в Хельсинки. Фрагмент фасада
Здание Биржи на Фабианинкату, 14 в Хельсинки. Фрагмент фасада
Э. Сааринен
Конкурсный проект здания парламента в Гельсингфорсе. 1908. Перспектива
Конкурсный проект здания парламента в Гельсингфорсе. 1908. Перспектива
Теперь обратимся к другим северным странам. Скандинавские страны – Швеция, Норвегия и Дания – совместными усилиями внесли немалый вклад в формирование северной модификации стиля Модерн; но думается всё же, что по своему значению он несколько уступает достижениям финнов. И доказывает это то обстоятельство, что опыт “финляндцев” оказался востребованным за пределами их страны в гораздо большей степени, чем наследие скандинавской архитектуры. В чём тут дело – понять нелегко. Видимо, в “Финляндском стиле” содержалось больше таких элементов, которые при всей их национальной определённости включали в себя и столь значительный элемент “всеобщности”, что его хватило для налаживания естественных контактов с соседними регионами.
Скорее всего, в силу только что сказанного, скандинавы и сумели преподать Европе весьма показательные уроки того, как следует выявлять и как нужно отстаивать самобытные начала собственной культуры. В отличие от Финляндии, Швеция обладала значительно более богатым и разнообразным архитектурным наследием. И когда общие для Севера Европы ностальгические в своей основе национально-романтические настроения приобрели характер доминирующих, шведы оказались перед трудным выбором собственного исторического источника вдохновения. В его роли вполне могли оказаться, как и у соседей, средневековые замки и деревянные народные постройки, но с равным успехом такую же роль готовы были сыграть не менее значительные по художественному качеству памятники Ваза-ренессанса, барокко или классицизма. В Дании наследие Средних веков и Возрождения тоже имело все шансы стать питательной средой для выращивания национально-романтических идей. Но вот Норвегия по сравнению со своими ближайшими соседями оказалась в том же смысле в несколько ином положении. В этой стране очень сильно проявили себя основы народной культуры. В области архитектуры это выразилось в том, насколько важное место в ней заняли деревянные постройки. Народные мастера сумели выработать своеобразные конструктивные приёмы, закрепившиеся в культовом зодчестве в типе так называемой ставкирки, а в строительстве жилых домов – в форме лофта, то есть мощного двухэтажного сруба, приподнятого над землёй на каменных опорах. Обе конструктивные системы убедительно продемонстрировали и свои эстетические возможности. Развитие традиций деревянного зодчества, зародившихся в глубокой древности, для деятелей норвежского национального романтизма могло, вне всяких сомнений, стать желанной перспективой.
Скорее всего, в силу только что сказанного, скандинавы и сумели преподать Европе весьма показательные уроки того, как следует выявлять и как нужно отстаивать самобытные начала собственной культуры. В отличие от Финляндии, Швеция обладала значительно более богатым и разнообразным архитектурным наследием. И когда общие для Севера Европы ностальгические в своей основе национально-романтические настроения приобрели характер доминирующих, шведы оказались перед трудным выбором собственного исторического источника вдохновения. В его роли вполне могли оказаться, как и у соседей, средневековые замки и деревянные народные постройки, но с равным успехом такую же роль готовы были сыграть не менее значительные по художественному качеству памятники Ваза-ренессанса, барокко или классицизма. В Дании наследие Средних веков и Возрождения тоже имело все шансы стать питательной средой для выращивания национально-романтических идей. Но вот Норвегия по сравнению со своими ближайшими соседями оказалась в том же смысле в несколько ином положении. В этой стране очень сильно проявили себя основы народной культуры. В области архитектуры это выразилось в том, насколько важное место в ней заняли деревянные постройки. Народные мастера сумели выработать своеобразные конструктивные приёмы, закрепившиеся в культовом зодчестве в типе так называемой ставкирки, а в строительстве жилых домов – в форме лофта, то есть мощного двухэтажного сруба, приподнятого над землёй на каменных опорах. Обе конструктивные системы убедительно продемонстрировали и свои эстетические возможности. Развитие традиций деревянного зодчества, зародившихся в глубокой древности, для деятелей норвежского национального романтизма могло, вне всяких сомнений, стать желанной перспективой.
Х. Мунте
Ресторан “Фрогнерсетерен” в окрестностях Осло. 1890-е
Ресторан “Фрогнерсетерен” в окрестностях Осло. 1890-е
Г. Викман
Церковь в Кируне. 1909-1912
Церковь в Кируне. 1909-1912
Г. Викман
Церковь в Кируне. Интерьер
Церковь в Кируне. Интерьер
И. Класон
Дом Ф. Бюнцова в Стокгольме. 1886-1888
Дом Ф. Бюнцова в Стокгольме. 1886-1888
И. Класон
Здание Северного музея в Стокгольме. 1889-1907
Здание Северного музея в Стокгольме. 1889-1907
И. Класон
Дворец Хальвиля в Стокгольме. 1893-1898
Дворец Хальвиля в Стокгольме. 1893-1898
Ф. Лильеквист
Королевский театр в Стокгольме. 1901-1908
Королевский театр в Стокгольме. 1901-1908
Ф. Лильеквист
Королевский театр в Стокгольме. Вестибюль
Королевский театр в Стокгольме. Вестибюль
М. Нюроп
Ратуша в Копенгагене. 1892-1905
Ратуша в Копенгагене. 1892-1905
М. Нюроп
Ратуша в Копенгагене. Фрагменты, детали декора
Ратуша в Копенгагене. Фрагменты, детали декора
Фонтан на Ратушной площади в Копенгагене
Х. Венк
Вокзал в Копенгагене. 1904-1911
Вокзал в Копенгагене. 1904-1911
Х. Венк
Вокзал в Копенгагене. Фрагмент конструкций
Вокзал в Копенгагене. Фрагмент конструкций
Х. Венк
Вокзал в Копенгагене. Пассажирский зал
Вокзал в Копенгагене. Пассажирский зал
Х. Венк
Здание станции Клампенборг. 1897
Здание станции Клампенборг. 1897
Ф. Боберг
Дом Г. Карлберга в Стокгольме. 1897-1900
Дом Г. Карлберга в Стокгольме. 1897-1900
Ф. Боберг
Портал входа в ресторан “Торсхоф”. 1906
Портал входа в ресторан “Торсхоф”. 1906
Ф. Боберг
Здание почтамта в Стокгольме. 1898-1904
Здание почтамта в Стокгольме. 1898-1904
Ф. Боберг
Здание почтамта в Стокгольме. Интерьер
Здание почтамта в Стокгольме. Интерьер
Ф. Боберг
Розенбад с Стокгольме. 1902-1904
Розенбад с Стокгольме. 1902-1904
Ф. Боберг
Здание почтамта в Мальмё. 1899-1906
Здание почтамта в Мальмё. 1899-1906
Ф. Боберг
Здание почтамта в Мальмё. Фрагмент
Здание почтамта в Мальмё. Фрагмент
Дом №3 на набережной Скеппсброн в Мальмё. 1910
Х. Боклунд
Здание портовой конторы в Мальмё. 1908-1910
Здание портовой конторы в Мальмё. 1908-1910
Х. Боклунд
Здание портовой конторы в Мальмё. Портал
Здание портовой конторы в Мальмё. Портал
Ф. Экелунд
Гостиница “Савой” в Мальмё. 1912-1914
Гостиница “Савой” в Мальмё. 1912-1914
А. Андерберг
Церковь Святого Йохана в Мальмё. 1901-1907
Церковь Святого Йохана в Мальмё. 1901-1907
С. Сёренсен
Здание Художественной школы на Фёренингсгатан в Мальмё. 1899-1900. Фрагмент фасада
Здание Художественной школы на Фёренингсгатан в Мальмё. 1899-1900. Фрагмент фасада
Жилые дома на Фёренингсгатан в Мальмё. Начало XX века
Х. Шитте-Берг
Здание “Югендштиль-центра” (бывшая “Лебединая аптека” в Олесунне. 1904-1905
Здание “Югендштиль-центра” (бывшая “Лебединая аптека” в Олесунне. 1904-1905
Б. Греве
Здание Технологического института в Тронхейме. 1900-е
Здание Технологического института в Тронхейме. 1900-е
Х. и Б. Хедлунды
Здание Центрального телеграфа в Гётеборге. 1909-1912
Здание Центрального телеграфа в Гётеборге. 1909-1912
Х. и Б. Хедлунды
Здание Центрального телеграфа в Гётеборге. Фрагмент
Здание Центрального телеграфа в Гётеборге. Фрагмент
Э. Лаллерстедт
Церковь Святого Петра в Стокгольме. 1901-1903
Церковь Святого Петра в Стокгольме. 1901-1903
К. Бергстен
Церковь в Йортхагене под Стокгольмом. 1907-1909
Церковь в Йортхагене под Стокгольмом. 1907-1909
Л. Вальман
Церковь Святого Энгельбректа в Стокгольме. 1906-1914
Церковь Святого Энгельбректа в Стокгольме. 1906-1914
Л. Вальман
Церковь Святого Энгельбректа в Стокгольме. Интерьер
Церковь Святого Энгельбректа в Стокгольме. Интерьер
Ф. Вальберг
Ратуша в Остерсунде. 1909-1912
Ратуша в Остерсунде. 1909-1912
Р. Остберг
Ратуша в Стокгольме. 1911-1923
Ратуша в Стокгольме. 1911-1923
Р. Остберг
Ратуша в Стокгольме. Залотой зал
Ратуша в Стокгольме. Залотой зал
Следующие посты серии по архитектуре Модерна будут по Восточной Европе, Прибалтике, и, наконец, России… Надеюсь, Вам понравилось… :flowers:
Пожалуйста оцените статью и поделитесь своим мнением в комментариях — это очень важно для нас!
Комментариев пока нет