Мини-чат
Авторизация
Или авторизуйтесь через соц.сети
6
Evrocot
На uCrazy 9 лет 7 месяцев
Фильмы и трейлеры

Назад в будущее. История создания⁠⁠

«Назад в будущее» – один из самых легендарных фильмов жанра «sci-fi». Он собрал огромную кассу, вошел в коллекцию мировой классики кинематографа, и стал родоначальником целой франшизы. Сюжет о парнишке из неудачливой семьи, Марти МакФлае, который волею случая попадает в прошлое и меняет судьбу своей семьи, проходя через множество приключений, стал невероятно популярен. Но, как и у многих проектов, ставших по-настоящему культовыми, его путь к звездам был крайне тернист: отказы студий, смена исполнителя главной роли прямо посреди съемок, адский график съемок. Но… обо всем по порядку.

Назад в будущее. История создания⁠⁠

Назад в будущее. История создания⁠⁠

Роберт Земекис и Боб Гейл


У «Назад в будущее» два отца (гусары!) — Роберт Земекис и Боб Гейл. К 1980 году этот дуэт уже успел поработать над несколькими фильмами: «Я хочу держать тебя за руку», «1941», «Подержанные автомобили». Так что опыт, хотя и кассово не очень успешный, у ребят имелся.

Идея сценария зародилась у Гейла, когда, разбирая старые фотографии в доме своих родителей, он узнал, что его отец был президентом класса — на наши деньги вроде старосты. Находка впечатлила Боба — тот задумался о том, что никогда не дружил с президентом своего класса.

«Мой отец не особенно любил рассказывать о своей молодости, и для меня было огромным сюрпризом, когда я наткнулся как-то раз на его старый фотоальбом, и узнал, что он был президентом выпускного класса. Раньше я этого не знал. Я вспомнил о президенте своего класса, с которым почти не общался, и подумал: «Если бы я учился в одном классе со своим отцом — были бы мы друзьями? Вот тогда-то я и придумал этот сюжет про школьника, который попадает в прошлое, и знакомится там со своими родителями».


Идею развил Земекис — его мать всегда рассказывала ему, что в школе была примерной девушкой и с мальчиками никогда ни-ни. Но, как выяснилось впоследствии, в реальности мама относилась к своим связям куда более беззаботно и прозаично. Так что же было бы, повстречайся эти двое?

Так родились первые черновики…

…и так начались мытарства Роба и Боба. Ребята предложили сценарий Columbia Pictures, но студия от идеи отказалась. Остальные студии, пороги которых обивали приятели, тоже не проявляли энтузиазма – сценарий про парня, попавшего в прошлое и занявшегося сводничеством своих родителей, казался слишком детским. В общей сложности Гейл и Земекис обошли около 40 студий — и все отклоняли сценарий как слишком «детский». Кинокомпаниям хотелось больше жесткости и серьезности — в то время считалось, что такие картины собирают больше денег в прокате.



Ребятам советовали идти в Disney – там, дескать, вас примут с распростертыми объятиями, как раз их профиль. Disney, однако, такого мнения не разделял. Для них сценарий был, напротив, слишком взрослым и даже провокационным, в частности, из-за сцен в прошлом, где юная мама Марти МакФлая оказывает ему знаки внимания. В конце концов, у нас тут детские фильмы снимают, а у вас в сценарии чуть ли не инцест – заявили боссы Disney.



Делу был готов помочь давний знакомый дуэта, Стивен Спилберг, с которым они работали над предыдущими фильмами. Он готов взять его в работу. Но здесь, как и у Петьки с Василь Иванычем, был свой нюанс:

«Мы боялись, что если очередной совместный со Спилбергом проект провалится, то нас никто больше не наймёт. Мы станем теми ребятами, которые могут работать лишь над проектами, которые проталкивает Стив.» – Роберт Земекис
Остро требовался «свой» успех. Сценарий на время отложили. Его вновь взяли в работу лишь после выхода фильма Земекиса «Романа с камнем». Он собрал больше 100 млн долларов при небольшом бюджете.

Успех воодушевил всех – для Земекиса это был первый фильм, «сорвавший» большой куш (первые фильмы плохо показали себя в прокате). Студийные боссы стали куда благосклоннее относиться к паре Земекиса и Гейла и их старой идее. Вскоре она начала обретать плоть в недрах Universal.



Сценарий фильма, как и его создатели, прошел семь кругов ада и несколько раз его серьезно переписывали. Так, в изначальном варианте питомцем Дока Брауна был шимпанзе по кличке Эйнштейн — его заменили на собаку, хотя и оставили прежнюю кличку. «Первоначальный» Марти занимался видеопиратством. А вместо ливийских террористов Дока должны были расстрелять агенты спецслужб. Но это все мелочи.



Главной прорехой сценария стала сама машина времени – изначально это вообще была не машина… а холодильник. Если быть более точным – холодильником была часть установки. Марти должен был залезть в него во время ядерного взрыва, который бы дал искомые 1.21 ГВт энергии для работы аппарата. Но, как часто бывает в кино, в дело вмешались деньги – снимать такой эпизод влетело бы бюджету в копеечку – по подсчетам команды, около 1 млн долларов за сцену. Легенда гласит, что свою роль сыграло и опасение, что после просмотра фильма некоторые впечатлительные детишки могут начать поиски машины времени в своих собственных холодильниках, и, забравшись внутрь, захлопнуть дверцу и не суметь выбраться.

Так и появился действительно легендарный образ – агрессивно-угловатый и футуристичный DeLorean в роли машины времени. Машина, реактор которой работает на оружейном плутонии, и способная разорвать ткань времени, разогнавшись до 88 миль в час – черт возьми, вот это действительно круто. Созданный эксцентричным, если не сказать скандально известным, миллионером Джоном ДеЛорианом автомобиль выглядел как космический катер из будущего еще до всяких этих ваших Кибертраков от Маска.


Джон ДеЛориан и его творение


Свою традиционную лепту внесло и руководство Universal– они тоже в своем роде художники, и они так видят. Помимо различных мелочей, вроде изменения некоторых имен, глава компании Сид Шайнберг решил, что название фильма слишком «некассовое» – какой, дескать, зритель пойдет отдавать свои доллары на фильм «Назад в будущее»? Взамен босс предложил более подходящий вариант – «Пришелец с Плутона», изложив свое видение в соответствующем меморандуме.



Фильму вновь помог Стивен Спилберг. Продюсер отправил ответное послание начальству с общим посылом «Ну ты выдал, конечно, дружище, смеялись всем отделом, но ты такие вещи больше не говори». Шайнберг намек понял и на новом названии не настаивал, молчаливо согласившись перевести все в шутку – за что потомки до сих пор ему благодарны.

Набор актеров был сопряжен с серьезными проблемами. Режиссер хотел видеть в роли Марти Майкла Джея Фокса – 23-летнего канадца, идеально подходящего по типажу и внешности. Однако Фокс на тот момент снимался в популярном сериале «Семейные узы», продюсеры которого не могли отпустить одну из своих главных звезд на несколько месяцев. После того как переговоры с телевизионщиками не принесли результата, на роль Марти был утвержден Эрик Штольц, хорошо зарекомендовавший себя в «Маске».



Но с Эриком довольно быстро возникли проблемы: актер не подходил под режиссерское видение образа МакФлая:

«Штольц — отличный актер. Он играл замечательно, лучшего и пожелать было нельзя. Но с каждым новым дублем я все отчетливее понимал, что Эрик — не тот Марти МакФлай, которого мы с Бобом придумали, когда писали сценарий. В нем не было и тени того юмора, которым должен был лучиться Марти. Эрик был чудовищно, убийственно драматичен. Настоящим Марти мог быть только Майкл Джей Фокс. Ему не нужно было даже играть — он просто сам по себе был такой же, как наш вымышленный герой. Эрик терпеть не мог скейтборд — а Майкл катался на нем с детства… Я принял не самое легкое решение о прекращении работы со Штольцем спустя примерно месяц после начала работы. Это стоило нам 3 миллиона долларов». – Р. Земекис
Увольнение актера, игравшего главную роль, был крайне рискованным ходом от Земекиса – больша́я часть отснятого материала пошла в мусорный бак, было потрачено много времени и сил. Когда со Штольцем решили расстаться, уже треть всех запланированных сцен с участием Марти была отснята, и все пришлось делать заново.

Большого труда стоило договориться и с работодателями Фокса – после долгих переговоров с продюсерами «Семейных уз» стороны пришли к следующей договоренности: Майк может сниматься у Земекиса при условии, что это не будет вредить съемочному графику сериала. Для актера это означало, что ему придется делать двойную работу: днем сниматься в «Узах», вечерами, ночами и на выходных – в «Назад в будущее». Это потребовало огромной самоотдачи от Фокса, но он справился. Справился, потому что буквально горел этим проектом:

«Это была моя мечта — попасть в кино и на телевидение, но я не подозревал, что мне придётся быть и там, и там одновременно. Происходящее казалось мне странным дорожным приключением, в которое я пустился.»


Определенные проблемы возникали и с ролью Дока Брауна – режиссеру не удалось завербовать ни Джона Литгоу, ни Джеффа Голдблюма, которых он изначально хотел видеть в своем проекте. Роль была предложена Кристоферу Ллойду, в итоге и воплотившему ее в жизнь – однако лишь после долгих раздумий и уговоров жены. Персонаж Ллойда стал, наверное, самым запоминающимся в фильме – эксцентричный Эйнштейн, который точно знает, что такое безумие.



Еще один яркий образ воплотил на экране Криспин Гловер, ставший МакФлаем-старшим. Этот талантливый актер настолько «разошелся» в импровизации на съемочной площадке, что режиссеру приходилось постоянно сдерживать его творческие порывы. Как говорил сам Земекис, «Мне приходилось набрасывать на него сеть, потому что его видение персонажа отличалось от моего на 50 процентов».



Сами съемки также потребовали изрядной доли изобретательности от постановщиков – для съемок городка из 50-х пришлось построить масштабные декорации на студии Universal. Для того чтобы показать 30-летнюю разницу между одним и тем же городом, команда сначала снимала сцены 50-х в свежих и новых декорациях, а затем искусственно состаривала их для эпизодов из 80-х.



Съемки продлились ровно сто дней и стали для всех настоящим испытанием на прочность. Как вспоминал режиссер, «казалось, что съемки не закончатся никогда». От постоянных ночных смен и недосыпа Земекис чувствовал себя отвратительно и едва держался на ногах.



Однако и завершение процесса не принесло облегчения – после успешных тест-показов, премьеру фильма сдвинули на месяц вперед.Чтобы успеть в срок композитору, монтажерам и создателям спецэффектов приходилось работать сверхурочно – доходило до того, что монтажеры работали 24-часовыми сменами. Весь постпродакшен занял лишь 2,5 месяца – срок для современного фильма просто смешной.

Много переживаний вызвала и сама премьера — Земекис беспокоился о том, что Фокс, по-прежнему занятый в сериале, не смог принять участие в пиар-компании. Однако все опасения оказались напрасными, и «Назад в будущее» произвел в кинотеатрах настоящий фурор. Фильм стал самым кассовым по итогам 1985 года, собрав 380 млн при бюджете в 14 млн. Номинации на Золотой Глобус и Оскар тоже не заставили себя ждать — однако удалось забрать лишь «техническую» статуэтку (лучший звуковой монтаж). Но, несмотря на это, фильм по-настоящему полюбился миллионам зрителей по всему миру и занял свое место в списке лучших научно-фантастических фильмов. После такого оглушительного успеха, впереди сразу же замаячили и сиквелы – впрочем, это уже совсем другая история…

Комментариев пока нет

{{PM_data.author}}

{{alertHeader}}